Иван Коптев: создать предприятие мирового уровня

Структурные преобразования, проходившие в прошлом году в космической отрасли страны, не могли не коснуться Воронежского механического завода, обладающего уникальным производственным комплексом с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей и оборудования для различных отраслей промышленности. Как сложился прошлый год, каковы планы на 2014 год и дальнейшую перспективу, а также многие другие аспекты деятельности предприятия интересовали наших корреспондентов в беседе с генеральным директором предприятия Иваном Коптевым.

Модернизация сегодня и завтра

Для завода 2013 год сложился весьма удачно, особенно в вопросах модернизации производства, чему в немалой степени способствовала федеральная целевая программа «Развитие оборонно­промышленного комплекса РФ на 2011–2020 годы». По проекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства ЖРД» успешно освоено 70 млн бюджетных средств: приобретено новое оборудование, разработан проект дальнейшей модернизации стана ХТРВ (реализация в 2014–2015 годах), в ряде корпусов выполнен большой объем строительно­монтажных работ. Техническое перевооружение в рамках данного проекта продолжится и в дальнейшем, причем в 2014 году планируется осуществить работы уже на 800 млн рублей. Стоит заметить, что это десятикратное увеличение финансирования. 532 млн руб. из них будут потрачены на закупку 46 единиц современного оборудования, 258 млн рублей — на строительно­монтажные работы по реконструкции заводских корпусов. Если детализировать некоторые плановые позиции, то стоит назвать завершение реконструкции некоторых корпусов, запуск окрасочного отделения, приобретение и монтаж нового оборудования для литья алюминиевых сплавов, приобретение 6 новых современных гальванических линий, металлообрабатывающего и сварочного оборудования. Осуществление запланированных мероприятий позволит повысить производительность труда и качество ракетных двигателей.

— В 2013 году в Роскосмосе нам удалось решить вопрос о включении в ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2011­2020 годы» еще двух проектов по модернизации завода, — рассказывает Иван Тихонович. — Это «Реконструкция и техническое перевооружение производства для изготовления двигателя 14Д23» — срок реализации 2014­2020 годы, объем бюджетного финансирования 3,4 млрд руб,. и «Реконструкция и техническое перевооружение производства ЖРД (2­я очередь)» — срок реализации 2014­2017 годы, объем бюджетного финансирования 2,156 млрд руб. В текущем году техническим службам необходимо проделать колоссальный объем работы: разработать проектную документацию, пройти государственную экспертизу и утверждение в Роскосмосе. И если по первому проекту работы в основном завершены и ОАО «Ипромашпром» в конце марта должен предоставить проектную документацию, то по второму сотрудничество с ОАО «Уралпромпроект» только начинается. Хочется отметить, что проектов по модернизации завода такого масштаба (а по трем программам в 2012­2020 годах предстоит воплотить работ на общую сумму более 8,5 млрд рублей) не проводилось с конца 80­х годов прошлого столетия. Это глубокая модернизация всего производственного процесса. К сожалению, во многих вопросах не хватает опыта, из­за этого делаем мелкие ошибки, исправляем их, но в целом уверенно идем вперед. Хочу сказать спасибо за работу всем специалистам отделов, задействованных в этом процессе.

Это прорыв

Разработка проектов — это только часть дела, их ведь надо воплотить в жизнь. И здесь главная задача ляжет на плечи заводчан и руководителей предприятия. Однако уже сегодня видно, что масштабность задуманного мобилизует трудовой коллектив на эффективную и системную работу. Еще раз подчеркнем грандиозность планов в сравнении по годам.

— Более подробно хочу остановиться на том, что мы в результате реализации этих трех программ получим, — продолжает Иван Тихонович. —

Закончим реконструкцию целого ряда корпусов, в них станет теплее, светлее и удобнее работать.

Полностью заменим гальваническое оборудование. Построим и введем в эксплуатацию новые очистные сооружения, что позволит улучшить условия труда, экологическую безопасность производства, снизить затраты энергоресурсов.

Проведем полную реконструкцию литейного корпуса, с установкой современного оборудования.

Выполним реконструкцию камерного цеха с увеличением его мощностей для выпуска до 50 камер РД 191.

Проведем реконструкцию части корпуса № 1 (около 10 тыс. м2) и строительство современного производственного помещения, установив в нем новое стендовое оборудование.

Приобретем и введем в эксплуатацию в цехах производств «Спецтехника», «Металлург», «Инструментальщик» в общей сложности более 1000 единиц высокотехнологичного оборудования.

Выполним реконструкцию котельной.

Все это позволит обновить производственную базу завода и обеспечить решение задач Федеральной космической программы, гособоронзаказа и международных обязательств Роскосмоса на период до 2020 года.

Альтернативный проект

Одной из базовых задач космической отрасли является реализация перспективных проектов по созданию новых космических аппаратов различного назначения, а также разработка и производство ракетных двигателей, мощность которых на порядки превышает мощность действующих.

Для механического завода ближайшая перспектива — это освоение производства шар­баллонов для РН «Ангара».

Ведущим отраслевым институтом ФГУП «ЦНИИМаш» одобрено предложение завода о создании на его территории отраслевого специализированного производства по выпуску титановых шар­баллонов для нужд всех предприятий отрасли. На это в 2016–2018 году планируется выделить 1050 млн бюджетных средств в рамках ФЦП «Развитие ОПК РФ на 2011–2020 годы».

— В настоящее время мы готовим документы для Роскосмоса, обосновывающие необходимость выделения этих средств, — уточняет генеральный директор. — В рамках проекта планируется реконструкция одного из корпусов с созданием участка штамповки титановых полусфер и корпуса специализированного цеха по изготовлению титановых шар­баллонов.

Сейчас идет формирование предложений в Федеральную космическую программу России на 2016–2025 годы. В прошлом году была озвучена идея объединения ВМЗ и ОАО «КБХА» и строительства нового предприятия. Стоимость этого проекта по разным оценкам колеблется от 42 до 57 млрд руб., и пока из­за дороговизны и сложности этот проект не нашел поддержки в Роскосмосе.

Механическим заводом предложен альтернативный проект — коренная реконструкция предприятия на существующей территории. Основу его составляет строительство на месте корпуса №1 современного производства жидкостных ракетных двигателей с принципиально новой организацией производства, оснащенного современным высокотехнологичным оборудованием. В него перейдет производство «Спецтехники». Освободившиеся площади планируется отдать под производство «Инструментальщик» и вспомогательные цеха. Производство «Гражданской продукции» также планируется сконцентрировать в одном корпусе, объединив для этого несколько участков. В дальнейшем на освободившейся территории будет построено современное заготовительно­складское хозяйство.

Аналогично планируется поступить и с литейным производством, что позволит освободить два больших корпуса.

Проведенная работа поможет избавиться от излишков производственных площадей и высвободить пятую часть территории из 60,6 га, занимаемых заводом. Это значительно сократит затраты на обслуживание и содержание завода, повысит эффективность производства, улучшит экономические показатели деятельности, что, бесспорно, привлечет молодые кадры на завод.

Масштабные преобразования

— Подводя итог всему сказанному, подчеркну, что главная цель столь масштабных преобразований — создать современное предприятие мирового уровня по выпуску всей гаммы ракетных двигателей, — говорит Иван Тихонович. — Сделать Воронеж и механический завод центром российского ракетного двигателестроения. Уже сегодня в данном направлении делаются реальные шаги: прорабатывается вопрос об изготовлении на заводе камеры для двигателя НК­33, устанавливаемого совместно с нашим 14д24 на первую ступень РН «Союз­2­1В». Также обсуждается возобновление производства мощного кислородно­водородного двигателя РД0120, разрабатываемого ОАО «КБХА». Его планируется использовать в ракете­носителе сверхтяжелого класса. О начале работ над проектом говорил глава Роскосмоса О.Н. Остапенко на строящемся космодроме «Восточный». А для решения этой задачи реконструкцией завода не обойдешься, необходима его коренная модернизация. Общие затраты на данный проект оцениваются в сумму около 30 млрд руб., причем выделенные до 2020 года 8,5 млрд руб. в их числе. Следовательно, надо решить вопрос о выделении дополнительно 20–22 млрд руб., что более чем в два раза меньше того, что потребуется на создание нового завода. Вот почему предложенный нами проект рассматривается сегодня руководством Центра им. М.В. Хруничева как приоритетный.

Ирина Пыркова •