Кадры «под заказ»

Необходимость неразрывной связи между образованием и производством сегодня признают и учебные заведения, и предприятия. Созданный на базе двух ведущих вузов области опорный университет планирует в обозримом будущем восстановить эту, некогда утраченную, связь и вывести ее на качественно новый уровень.

27 июля на территории бизнес­инкубатора ВГАСУ состоялся круглый стол на тему «Пути развития и взаимодействия с работодателями». Символично, что такая важная тема была поднята в самый разгар приемной комиссии, когда многие абитуриенты еще окончательно не определились со своим выбором. В обсуждении актуальной проблемы приняли участие руководители и ведущие специалисты крупнейших промышленных предприятий региона: Воронежского механического завода (филиала ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), АО «Электросигнал», ООО «АВТОМ», ОАО «ТМП», АО «ВЗПП­С», ОАО «ДСК», ООО «ВМУ», ООО «Грибановский машиностроительный завод», ООО «ГМЗ», ОАО «Агроэлектромаш», ОАО «Электроприбор» и других.

Синергетический подход

Как отметил в самом начале и. о. ректора Воронежского государственного технического университета Колодяжный Сергей Александрович, уже первый набор показал большую заинтересованность абитуриентов в новом опорном вузе. В этом году молодые люди с высокими баллами по ЕГЭ осознанно выбирали именно технические специальности. Это красноречиво говорит о том, что в умах современной молодежи происходит некая «революция»: трудиться на производстве, а не в офисе, становится все более престижно и интересно.

Работу круглого стола открыл заместитель председателя правительства
Воронежской области Верховцев
Артем Юрьевич.

— На сегодняшний день все участники процесса — вузы, заказчики, то есть руководители предприятий, и органы исполнительной власти — осознают остроту проблемы подготовки кадров. Когда молодые специалисты после окончания университета приходят на заводы, перед работодателями стоит довольно сложная задача — «дотянуть» их до уровня эффективных сотрудников. И это касается прежде всего именно инженерных кадров, — отметил он. — Буквально на днях состоялось заседание Совета по промышленной политике Воронежской области при губернаторе, на котором присутствовали руководители всех крупных предприятий региона. Мы утвердили целый комплекс мероприятий, направленных на совместную работу вузов и промышленников по подготовке молодых кадров. Безусловно, та научная база, которая существует в вузах, и то материальное оснащение, которое есть на предприятиях, должны сегодня объединиться для достижения некого синергетического эффекта. Возьмем, например сферу дорожного строительства. В разгар ремонтного сезона дорогостоящая техника полностью задействована, но когда работы заканчиваются, 80 процентов машин стоят на СТО. Ничто не мешает в это время использовать их для практических занятий студентов, обучающихся в этой сфере. То же самое касается и других отраслей хозяйства. В инженерных профессиях сегодня главный подход — двигаться в сторону синергии предприятий и вузов. Хотелось бы отметить, что областной департамент промышленности выступает координатором этого непростого процесса, мы ждем новых предложений, свежих идей и всегда открыты для диалога.

Выпускник — уникальный продукт

Тему продолжил
и. о. ректора Воронежского государственного технического университета Колодяжный
Сергей Александрович:

— Полностью поддерживаю Артема Юрьевича: то уникальное оборудование, которое находится на территории вузов, сегодня практически не задействовано в производстве. Степень его использования в рабочей обстановке очень мала. Если изменить эту ситуацию, то можно в будущем освободить работодателей от дополнительных затрат на «допобразование» молодых специалистов. Кроме того, это даст нам возможность эффективно использовать субсидии министерства образования. Ведь модель функционирования созданного опорного университета предполагает, что финансовые средства на обучение бакалавров и магистров должны расходоваться совместно с потенциальными работодателями. Коммерческий продукт — обучение студента — может и должен быть уникальным. Это так называемые кадры, подготовленные «под заказ». Предприятия будут предоставлять нам «заявки» на обучающихся, а мы в соответствии с ними — формировать учебные планы. Не стоит забывать и о том, что в любой современной образовательной программе до 40 процентов лекций студентам должен читать сам работодатель.

Сергей Александрович в нескольких словах представил коллегам облачную модель развития опорного университета. В центре ядра этой модели находится средне — специальное образование, на которое сегодня стоит обратить особо пристальное внимание. При этом, конечно же, не нужно забывать про школы, ведь тягу к техническим специальностям нужно воспитывать еще со школьной скамьи, привлекая детей в различные кружки и секции по конструированию. За ядром обучающего процесса расположились наука и инновации, а также международные связи — налаживание контактов с теми странами, которые нуждаются в наших молодых специалистах. Сюда же стоит отнести малые инновационные предприятия, строительство и архитектуру, экологию, ОПК, энергетику, жкх, органы власти, экспорт инноваций. Должна динамично развиваться и социально­культурная среда: например, в следующем году стартует программа здорового образа жизни — все желающие будут сдавать ГТО. Для этого на базе опорного университета имеются турбазы, спортивные площадки, возрождаются немного подзабытые стройотряды. Кроме того, сегодня нужно формировать единую мощную лабораторию физики и химии, которой будут пользоваться все студенты технических специальностей из разных вузов.

Единая «база данных»

— Мы должны создавать так называемый продукт «умного региона», «умного города», — подчеркнул Сергей Колодяжный. — И здесь особую роль играют единый центр народных профессий и «народный институт». Когда гости приезжают в наш регион, они не имеют возможности оперативно получить информацию о ведущих воронежских предприятиях. Эту ситуацию нужно в корне менять. Например, потенциального инвестора интересует изготовление станков. Ему должно быть достаточно набрать в поисковой системе слово «станок», чтобы получить полный перечень наших предприятий, занимающихся их производством. Для этого нужна единая информационная платформа региона, общая «база данных». Таким образом, необходимо стремиться создать некое единое информационное пространство, которым могли бы пользоваться и студенты, и преподаватели, и работодатели. Последние, в свою очередь, благодаря этой базе смогут найти для себя уникального аспиранта, работающего по проблематике того или иного предприятия. Подводя итоги, можно сказать, что все вышеперечисленное должно способствовать созданию положительного имиджа нашего региона, повышать его инвестиционную привлекательность. Я — патриот, и верю, что все эти начинания действительно воплотятся в жизнь.

И. о. ректора ВГАСУ Проскурин Дмитрий Константинович высказал свою точку зрения
по данному вопросу:

— Сегодня на первый план выходит тенденция 3­D проектирования, причем речь идет не только об объемных моделях, но и в более широком смысле — об едином информационном пространстве. Нужно признать, что информационная модель региона — это очень затратный проект, далеко не все города мира могут себе это позволить. Однако, учитывая тот факт, что в техническом университете традиционно очень сильны IT­технологии, а в архитектурно­строительном — инженерные, слияние этих двух структур в единый опорный университет позволяет реализовать такой замысел с гораздо меньшими затратами. А результаты этого проекта будут, бесспорно, востребованы прежде всего региональными и муниципальными органами власти. Причем, когда наши выпускники пойдут работать на предприятия, они смогут продолжать пользоваться единой информационной моделью — так возникнет преемственность. Ведь не секрет, что многие наши студенты в хорошем смысле «растут» — уходят с предприятий в свой бизнес, уезжают заграницу. Поэтому очень важно создавать единую базу еще и выпускников, чтобы не растерять их лучшие достижения.

Революция в образовании

— Бесспорно, создание опорного университета — это революционный шаг в развитии современного образования, — еще раз подчеркнул Артем Верховцев. — И конечно, он связан со многими вопросами и трудностями. Хочется в связи с этим выразить слова благодарности Сергею Александровичу Колодяжному за то, что он взял на себя столь сложную и амбициозную задачу. Если оценить все проекты, которые уже начали реализовываться в рамках опорного университета, можно с уверенностью сказать, что эти изменения имеют правильную цель и не ограничиваются только красивой презентацией. Я верю, что это даст конкретный результат и для нашего региона, и для страны в целом. Отмечу также, что недавно губернатор поставил перед нами цель проработать систему оценки и рейтингования вузов с точки зрения подготовки профессиональных кадров, и основной оценщик здесь — именно предприятия­работодатели.

В ходе беседы Сергей Колодяжный еще не раз повторил, что необходимо максимально вовлекать работодателей в образовательный процесс. Так, учебные планы должны составляться максимум на два года, а затем меняться в зависимости от запросов предприятий. Формирование учебных планов на 10­20 лет вперед должно окончательно уйти в прошлое, так как рынок постоянно меняется, оборудование и технологии непрерывно совершенствуются.

— Что касается, например, магистратуры, она на 80 процентов должна соответствовать потребностям конкретных работодателей, — сказал и. о. ректора. — Это будут как раз те уникальные магистранты, которые гарантированно получат высокооплачиваемую и интересную работу, те самые кадры «под заказ». В сентябре к нам придут 25 тысяч новых студентов, и очень хотелось бы, чтобы лучшие из них отвечали запросам наших ведущих предприятий.

Генеральный директор
АО «ВЗПП­С»
Борис Рязанцев:

Благодаря инициативе учебных заведений ВГАСУ и ВГТУ, при активной поддержке руководства региона, создано уникальное объединение — опорный университет, у которого есть все шансы вывести взаимодействие между учебными заведениями и работодателями на качественно новый уровень. Наше общество уже наладило самое тесное взаимодействие со вновь созданным вузом и окончательно определилось с формой сотрудничества — это совместное создание Базового научно­образовательного центра элементной базы радиоэлектроники. В данный момент мы находимся в стадии утверждения организационных документов.

От количества — к качеству

В дискуссию вступил председатель совета директоров ГК «ЦНО­Химмаш», ООО «Грибановский машиностроительный завод» Красножон Николай Сергеевич:

— Начиная со школы, мы стараемся прививать детям тягу к техническим специальностям, любовь к труду, чтобы в будущем они пришли работать на наш завод. И хотел бы отметить, что наши наработки во многом созвучны идеям и планам опорного университета. Поэтому многие промышленные предприятия Грибановского района приняли решение сотрудничать с новым объединенным вузом. Мы занимались профориентационной работой со школьниками 9–11 классов Борисоглебского и Грибановского районов, убеждали школьников их родителей поступать на технические специальности, так вот начиная с 2012 года у нас количество поступающих после 11 классов в технические вузы увеличилось в 7 раз, а после 9 классов — в 5 раз! Однако количество — это еще не самое главное, на первое место сегодня выступает проблема качества молодых кадров. Многие промышленные предприятия, в том числе и наш машиностроительный завод, готовы заплатить за хорошего студента намного больше, только дайте нам качественный продукт! Поэтому с созданием опорного университета мы связываем очень большие надежды на то, что качество подготовки специалистов заметно улучшится. И если это произойдет, поверьте, опорный университет прозвучит на всю страну, и именно сюда будут приезжать абитуриенты из других регионов! Со своей стороны, как работодатели, мы готовы и оборудование новое закупить, и лаборатории оснастить, только бы наши студенты получили качественное образование и пришли к нам работать на завод высококлассными специалистами. Очень хочется пожелать успехов новому опорному университету и от имени 16 предприятий, входящих в машиностроительный кластер, сказать, что мы ждем вас и нуждаемся в вас!

Генеральный директор ОАО «Агроэлектромаш» Шапошников Виктор Николаевич в своем выступлении коснулся проблемы качества набора студентов.

— Нужно признать, что определенный процент студентов, поступающих на технические специальности, ко второму курсу понимают, что никогда не будут инженерами, потому что у них другой склад ума. В связи с этим, хотелось бы внести предложение руководству опорного университета: изменить правила приема так, чтобы в первую очередь абитуриенты проходили тестирование на профессиональную пригодность. Ведь сейчас, когда человек поступает в вуз, мы абсолютно не интересуемся, получится из него инженер или нет. Достаточно принести хорошие результаты ЕГЭ. А ведь можно учесть этот фактор и сделать условия поступления в опорный вуз уникальными для Воронежской области.

Отвечая на это предложение, Сергей Колодяжный подтвердил, что получение статуса самостоятельного опорного вуза дает право университету немного менять стандарты образовательного процесса.

— Уже сейчас на определенные специальности помимо результатов ЕГЭ есть дополнительные вступительные испытания, и я обещаю, что мы и дальше будем двигаться в этом направлении. Кроме того, активно внедряется практика так называемого прикладного и академического бакалавриата, когда часть студентов более активно занимается практикой, а другая — теорией.

Открытость и мобильность

Свои предложения по оптимизации взаимодействия между предприятиями и вузами высказал заместитель начальника управления персоналом «ВМЗ» Алехин Иван Николаевич.

— После 20 июня большое количество студентов приходят на наш завод для прохождения практики по технологии машиностроения, ракетным двигателям, экономическим специальностям. Мы не отказываем никому, однако наше предприятие — это режимный объект, и студенты обязаны принести нам копии своих паспортов и фотографии. Многие учащиеся относятся к этой проблеме халатно. В связи с этим хотелось бы предложить руководству вуза разнести прохождение практики во времени, снизив нагрузку на летние месяцы.

Сергей Колодяжный подтвердил, что в планах опорного университета — кардинально изменить подход к прохождению производственной практики, предложив студентам посещать занятия на предприятии в течение всего учебного года, освободив при этом лето.

Начальник бюро образовательных проектов ООО «ГМЗ» Шаталова Маргарита Ильинична затронула проблемы, связанные с обучением студентов­заочников.

— Руководители заводов машиностроительного кластера «Восточный» Борисоглебского городского округа поддерживают открытие Воронежского технического опорного университета. ООО «Грибановский машиностроительный завод» имеет опыт организации учебного процесса своих работников в Башкирском государственном университете по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование». Профессорско­преподавательский состав выпускающей кафедры БашГУ прошёл стажировку на заводе, ознакомившись с его производственной базой. Это помогло им стать руководителями реальных выпускных квалификационных работ по тематике завода. В мае 2016 года 28 работникам завода были вручены дипломы бакалавра по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование». В настоящее время проводится набор студентов­заочников по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» кафедры автоматизированного оборудования машиностроительного производства Воронежского опорного университета. Отмечу, что хотелось бы максимально приблизить процесс обучения заочников к производству. Задания студентам­заочникам для выполнения расчётно­графических, курсовых и выпускных квалификационных работ желательно выдавать с использованием тематики ООО «ГМЗ» и заводов кластера «Восточный». При выполнении их студентам пригодились бы работы профессорско­преподавательского состава. В связи с этим приглашаем преподавателей побывать на нашем заводе, познакомиться с технологиями производства. Полученная информация поможет качественно улучшить подготовку студентов по направлению «Машиностроение».

Завершая дискуссию, Сергей Колодяжный подчеркнул, что команда опорного университета сделает все возможное, чтобы и дальше учебный процесс в вузе оставался максимально приближенным к реальному производству.

— Воронеж — студенческий город, и наш регион заслуживает развития и процветания, которые невозможны без тесного взаимодействия образования и промышленности, — добавил он.

Ирина Ларина •