Новое в жизни Ил-96 и Ил-106

Российское авиастроение должно обеспечить страну отечественными самолетами, заявил президент Владимир Путин в ходе большой пресс­конференции, состоявшейся в декабре. По словам президента, создание в России авиационного двигателя ДС­14 дало возможность для развития целой линейки дальне­ и среднемагистральных самолетов, в том числе Ил­96, который ранее производили на воронежском авиазаводе. Обсуждение восстановления производства Ил­96 в различных вариантах в рамках глубокой модернизации лайнера приобрело новое значение. Стоит заметить, что по тяжелому военно­транспортному Ил­106 уже возобновлено эскизное проектирование по заказу Минобороны РФ.

Внастоящее время на мировом рынке авиастроения Boeing и Airbus производят примерно по 300 машин в год и практически делят его между собой. Реанимировав один из самых лучших авиационных проектов в своей истории, наша страна сможет стать заметным игроком на мировом рынке и как минимум удовлетворить внутренний спрос на самолеты, способные перелететь любой из четырех мировых океанов.

— Авиастроительная отрасль, безусловно, обеспечивает развитие высокотехнологичной части экономики, это наследие, доставшееся нам с советских времен. Но в Советском Союзе развивали прежде всего боевую авиацию, а потом приспосабливали ее к гражданским нуждам, не учитывая, скажем, расход керосина. Сегодня мы не можем так поступать. Но мы должны обеспечить страну своим авиационным транспортом, — подчеркнул Владимир Путин. — В двигателестроении произошел большой прорыв, создан новый двигатель ДС­14, первый в стране с конца 1980­х годов. Это даст нам возможность развивать целую линейку дальне­ и среднемагистральных самолетов, а также самолетов для местных авиалиний.

Отсутствие отечественных двигателей, по словам президента, было самым уязвимым местом российского авиастроения. Двигатель ДС­14 лучше импортных агрегатов, которые авиастроители использовали ранее, — Rolls­Royce и Pratt & Whitney, подчеркнул Владимир Путин. Он позволит запустить серийное производство российских гражданских самолетов.

Сегодня единичные пассажирские варианты Ил­96 выпускаются только для российского президентского авиаотряда и государственной кубинской авиакомпании Cubana. Имеются заказы от Минобороны РФ на летающий командный пункт и топливозаправщик на базе Ил­96. Чтобы машина вернулась в гражданскую авиацию, нужен серьезный государственный заказ.

Многие специалисты говорят о том, что у Ил­96 большое будущее. На сегодня его конкурентом может стать только МС­21 — это совместный проект России и Китая. Но огромное преимущество Илов состоит в том, что они уже проверены долгими годами безаварийной эксплуатации. Да и экономическая ситуация сегодня играет на руку нашим самолетостроителям. Ведь в нынешних условиях производить дорогостоящую продукцию на российских заводах гораздо выгоднее, чем на европейских, американских и даже китайских площадках.

До 1990 года наша страна являлась великой самолетостроительной державой: в системе нашей гражданской авиации было 13,5 тысячи летательных аппаратов, и все — российского производства. Наши самолеты эксплуатировались в 40 странах мира. В стране действовала стратегия полной аэрофикации, которая предполагала как развитие производства воздушных судов, так и строительство аэродромов и аэропортов. Но после распада СССР стратегия изменилась. В результате от 1,4 тысячи воздушных гаваней, функционировавших в Союзе, осталось всего 280. Показательно, что за те же 25 лет США, которые не отказались от повсеместной аэрофикации, нарастили пассажиропоток гражданской авиации со 140 млн человек (столько же перевозили советские самолеты к 1991 году) до 800 млн. В то время как в России этот показатель упал до 93 млн человек. При этом 94% всех перевозок американских авиакомпаний приходится на внутренние рейсы (что также соответствует показателю СССР начала 1990­х), а в России 55% перевозок осуществляется за рубеж, что говорит о деградации внутренних авиалиний и в целом о неверно выбранных приоритетах в экономической жизни страны.

Закрытие серийного производства Ил­96 в 2013 году стало лишь отголоском острого кризиса в сфере пассажирских авиаперевозок, обнажившегося после серии аварий российских авиалайнеров в 2001­м. Тогда были приостановлены полеты десятков российских авиасудов с невыработанным летным ресурсом, а это, по сути, означало не только удар по имиджу страны как самолетостроительной державы, но и потерю колоссальных финансовых средств, которые спокойно перетекли на счета западных авиагигантов — американской Boeing и европейской Airbus. Сегодня 97% самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, — зарубежного производства.

Возобновление производства Ил­96 — безусловно добрый знак, но для того чтобы поднять отечественное самолетостроение — а вслед за ним и гражданскую авиацию, — которое планомерно разваливали на протяжении 25 лет, потребуется много больше и времени, и сил.

Однако в настоящее время программа по производству Ил­96 на воронежском заводе продолжается и рассчитана до 2024 года. Согласно данным годового отчета ВАСО, завод в 2014 году активно работал над строительством машин, в 2015­м продолжил подготовку самолетов Ил­96­300 по контракту с ОАО «ОАК» и переоборудовал самолет Ил­96­400 по договору с ОАО «ИФК».

Хочется отметить, что судьба еще одного проекта, возникшего в последние годы существования СССР,— тяжелого военно­транспортного самолета Ил­106 к счастью уже изменилась: российское Министерство обороны дало шесть лет на разработку ее «принципиально новой» версии грузоподъемностью до 100 тонн. Конструкторы планируют представить завершенный проект в 2022 году. Что же касается зависшего несколько лет назад на стадии проектирования среднего военно­транспортного Ил­214, предполагавшегося к совместному выпуску с Индией, то представители Авиационного комплекса имени Ильюшина сообщили о текущей стадии «выпуска документации».

Анна Карась •

Справка. Ил-96 — пассажирский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, производился серийно в 1993–2013 годах на мощностях ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». Спроектирован в КБ Ильюшина в конце 80-х годов прошлого столетия. За всю историю эксплуатации с самолетом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлекших гибель людей.