Опорный много профильный университет — инициатива министерства

В июле состоялась рабочая встреча губернатора Воронежской области Алексея Гордеева с ректором Воронежского государственного университета, профессором Дмитрием Ендовицким, который проинформировал главу региона о планах Министерства образования и науки РФ по созданию опорного многопрофильного университета, что также обсуждалось на заседании Совета ректоров вузов Воронежской области 30 июня. Как сообщил Дмитрий Ендовицкий, для того, чтобы выработать оптимальную модель такого многопрофильного регионального вуза, в ближайшее время начнутся консультации с правительством региона и в межвузовской среде. Первыми в обсуждение включились ректоры вузов Черноземья на своем очередном заседании, которое прошло на базе Тамбовского государственного университета (ТГУ) им. Г.Р. Державина.

Возможно, информация о создании опорного многопрофильного университета, о его структуре, способах и сроках организации имеется, но ключевому звену, а именно работодателям, она не известна. А потому рождается масса домыслов, что вызывает определенную озабоченность: повлияет ли данный процесс на подготовку кадров и в какую сторону? А самое главное, сумеет ли переломить ситуацию и сделать профессию инженера основной в вопросах организации учебного деятельности будущего университета?

— К этому процессу необходимо подходить осторожно, — отметил в своем выступлении на заседании Совета ректоров Дмитрий Ендовицкий. — При этом вузовская общественность должна информировать о своей позиции руководство региона. Для получения наибольшего эффекта от данной реформы необходимо идти по пути присоединения сильных вузов к сильным. Именно в региональных опорных многопрофильных университетах будут сосредоточены подготовка магистров и аспирантов, выполнение наиболее значимых научных исследований, работа диссертационных советов и выпуск научной и учебной литературы. Подобные университеты должны располагать не только развитой и современной материально­технической базой, но и сложной внутренней структурой, обладающей значительной организационной и творческой автономией, обеспечивающей межнаучные и межпредметные связи, кадровое взаимодействие, объединение для выполнения общих целевых программ.

Позиция ректора ВГУ понятна: вуз заслуженно по многим позициям претендует на лидерство и стремится стать базовым в новой структуре. Однако проводя различные организационные мероприятия, постоянно исключается основное звено — само производство, куда после окончания обучения приходят молодые специалисты и где создаются основные материальные ценности. У предприятий промышленного, строительного, сельскохозяйственного секторов не спросили, что им надо, и даже не поставили их в известность о готовящихся переменах. В очередной раз налицо несогласованность в действиях различных ведомств: каждый работает по своей узконаправленной программе, что может негативно сказаться на конечном результате. Представителям же реального сектора экономики есть что сказать по данному вопросу, и они надеются, что их мнения будут услышаны.

Генеральный директор Воронежского механического завода Иван Коптев:

— Воронежский политехнический университет был основан в 1956 году по ходатайству руководителей промышленных предприятий. Промышленность испытывала острую необходимость в инженерных кадрах. В 50­х годах активно восстанавливались после войны и вводились в строй новые предприятия оборонно­промышленного, радиотехнического, электронного, машиностроительного и других профилей.

Жизнь вносила свои коррективы, открывались новые специальности в интересах промышленных предприятий, и теперь Воронежский государственный технический университет — многопрофильный научный и образовательный центр региона. Я горжусь тем, что являюсь выпускником этого вуза и с удовольствием занимаюсь материальным обеспечением кафедры, воспитанием и обучением студентов, подготовкой кадров высшей квалификации, являюсь членом Попечительского совета ВГТУ, в состав которого также входят руководители крупнейших промышленных предприятий, банковской и административной систем.

Хочу отметить, что правительством Воронежской области в 2013 году был утвержден «Прогноз научно­технологического развития до 2030 года». В его подготовке активное участие принимали сотрудники технического университета, которые возглавляли все рабочие группы по промышленному сектору региона: — «Оборонно­промышленный комплекс (авиация, связь, ракетно­космическая отрасль)», «Машиностроение», «Энергетика». Активно участвовал в работе групп «Наука, образование (вузы, НИИ)», «Информационные технологии и связь», «Химия­нефтехимия». Из 9 приоритетных направлений научно­технологического развития Воронежской области ВГТУ ведет подготовку студентов по 6.

«Прогноз научно­технологического развития до 2030 года» предполагает комплекс мер по научно­техническому развитию, техническому перевооружению предприятий, оптимизации производственно­технологических ресурсов, институциональным преобразованиям, корпоративному строительству, сохранению и развитию кадрового потенциала. В этой связи основным вектором развития должна стать трансформация ОПК Воронежской области в высокотехнологичный конкурентоспособный многопрофильный комплекс. При выполнении гособоронзаказа, федеральных целевых программ производства изделий и технологий военного и гражданского назначения будет преобладать «проектный подход», при котором ставятся и достигаются вполне конкретные показатели качества и эффективности на основе модернизированного производства. Одним из приоритетных направлений развития ОПК Воронежской области является повышение кадрового потенциала в части инженерных специальностей, занятых в авиа­ и ракетостроении, микро­ и радиоэлектронике. И опять все чаяния и надежды обращаются к родному «политеху». Если проанализировать воронежские вузы, то подготовкой кадров для ОПК в большей степени занимается ВГТУ.

Правительство РФ утвердило перечень вузов с указанием направлений подготовки и специальностей для ОПК. Из воронежских вузов это: ВГТУ — 42 направления подготовки, ВГУИТ — 19 и ВГУ­13.

Также отмечу, что основным свидетельством качества подготовки студентов вузами является их востребованность. Мы следим за рейтингом вузов с учетом позиции «Трудоустройство молодых специалистов». На наше предприятие в основном трудоустраиваются выпускники Воронежского государственного технического университета. Это технологи, конструкторы, организаторы производства, программисты и др. С университетом ежегодно заключаются договоры на целевую подготовку, в 2015 году Минобрнауки РФ выделило 200 мест.

Все вышесказанное я говорил с целью обосновать свою позицию, так как во многом мне не понятна инициатива Министерства образования и науки РФ об объединении вузов для создания крупных образовательных центров. Сильным вузам нет необходимости объединяться, они и без того самодостаточны. Слабые, объединившись с такими же, не сделаются сильнее, если им не будет оказана государственная поддержка. В случае присоединения слабого вуза к сильному нужна будет дополнительная программа мер, обеспечивающая высокий уровень вновь созданного образовательного учреждения.

Я категорически против объединения вузов ради объединения. Если укрупнять вузы, то по принципу создания мощного технического, либо мощного гуманитарного, либо научного центров.

 Генеральный директор АО «Электросигнал» Геннадий Потапов полностью поддерживает позицию Ивана Коптева:

— В настоящее время только наметились способы и пути создания равновесия рынка труда, которого долгие годы не было из­за несоответствия образовательных услуг потребностям и требованиям работодателей. Это несоответствие имеет многочисленные проявления. Прежде всего, они проявляются в дисбалансе между подготовкой рабочих и специалистов с высшим профессиональным образованием. Структура профессионального образования смещена в сторону высшей школы. За последние годы количество вузов увеличилось многократно. Число всевозможных филиалов московских институтов, коммерческих подразделений высшей школы трудно представимо. Причем качество подготовки кадров в них крайне низкое, приходится заново обучать выпускников коммерческих вузов основам профессии. Мы, как работодатели, давно бьем по этому поводу тревогу. Недостаточный контроль над процессом открытия и содержания работы негосударственных образовательных учреждений приводит к «перепроизводству» выпускаемых специалистов относительно востребованных специальностей. Считаю, здесь надо наводить порядок. Такое количество вузов дезориентирует молодых людей, отвлекает их внимание и средства родителей и не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для нужд региона.

Еще одним наиболее важных моментов, связанным с функционированием высшей школы, считаю создание гибкого механизма по подготовке специалистов востребованных производством специальностей. Вузы должны моментально реагировать на запросы работодателей. Сейчас же на создание и согласование обучающих программ уходят годы. Об этом и о выработке списка наиболее востребованных предприятиями реального сектора экономики профессий мы говорили на расширенном заседании совета ректоров вузов два года назад. Тогда было принято решение заниматься данными вопросами безотлагательно, и многое делается, но очень медленно: высшая школа не поспевает за производством. Если же сейчас будут сделаны шаги на укрупнение вузов путем объединения, слияния или еще чего­то подобного, это только ухудшит работу и без того достаточно инертного вузовского механизма.

 Об интересной форме взаимодействия вузов и промышленных предприятий рассказал генеральный директор ВАСО Сергей Пришвин, который, кстати, тоже не поддерживает идею объединения учреждений высшей школы:

— Авиатехнопарк на базе воронежского авиазавода — один из амбициозных и трудоемких региональных проектов. На сегодняшний день в рамках авиационного технопарка создан уникальный в своем роде научно­технический задел. Речь идет о лабораторной и испытательной базе металлов и сплавов ВАСО, научно­технической базе и лабораторном оборудовании полимерно­композиционных материалов ВГТУ. Более того, в проект также вошел и Московский государственный университет им. Ломоносова. Итогом работы должно стать более тесное взаимодействие с вузами, развитие малого и среднего инновационного бизнеса и укрепление позиций отечественной самолетостроительной отрасли. В настоящее время совместно с правительством Воронежской области и, в частности, с Центром кластерного развития создан Центр испытаний и сертификации, который должен выступить в роли якорного резидента, своего рода провайдера технопарка — стать «шлюзом» между региональными предприятиями малого и среднего бизнеса, в первую очередь инновационного, и ВАСО.

Хочу подчеркнуть, что вся работа, которая проводится в рамках создания технопарка и развития кластера, делается совместно с региональными властями и Центром кластерного развития. Они являются соинвесторами этих проектов, участвуют во всех предусмотренных законом тендерах по формированию уставного капитала данных структур.

Стоит отметить, что на заседании Совета ректоров вузов Черноземья руководители также обменялись мнениями.

Ректор Орловского государственного университета — УНПК Ольга Пилипенко:

— Создание опорных многопрофильных вузов приведет к сокращению контингента студентов. Многие специальности в ряде вузов пересекаются, по ним работают хорошие профессора. Реорганизацию необходимо проводить в форме объединения, а не слияния и поглощения. При этом нужно сохранить в этом вузе автономию, профильность, но убрать дублирующиеся специальности. Необходимо анализировать специальности, кадровый состав. Опорный вуз должен работать на экономику региона. И направление подготовки должно зависеть от экономических потребностей региона.

 Ректор ТГУ им. Г.Р. Державина Владислав Юрьев:

В Тамбовской области два года назад уже была попытка объединения вузов, но она не оказалась эффективной. Необходимо правильно составить дорожную карту, попали в «зеленую зону» при этом Воронежский государственный университет и Воронежский государственный архитектурно­строительный университет, которые соответствовали всем семи показателям, учитывающим интересы каждого сотрудника. Объединение — это тенденция современного высшего образования, которая поможет улучшить его качество. Каждый должен понимать, для чего необходимо объединение вузов и какие результаты оно может принести в дальнейшем.

Анна Карась •

Справка. Практически все государственные вузы в Воронежской области успешно прошли мониторинг эффективности текущего года.

Справка. В Воронежской области 40 вузов, из них 25 государственных и 15 негосударственных. Система общего образования региона включает 857 общеобразовательных школ. Количество образовательных учреждений, готовящих специалистов среднего и начального звена, нам не удалось выяснить ни на одном из официальных сайтов Воронежской области.