Покоряя небо

В августе 2017 года Воронежский авиационный завод отметит свой 85­летний юбилей. За свою историю предприятие выпускало такие легендарные самолеты, как Тб­3 и Ил­2, первые сверхзвуковые пассажирские Ту­144, первые аэробусы Ил­86 и многие другие. На знаменитых Ил­96 в настоящее время летают первые лица нашей страны. И за всеми этими достижениями стоит колоссальный труд людей, которые своим умом и профессионализмом из года в год пишут славную летопись завода. Сегодня мы беседуем с одним из таких уникальных специалистов, начальником производства композитных материалов ПАО «ВАСО» Юрием Ивановичем Слепокуровым.

Навстречу мечте

Как утверждает Юрий Иванович, воронежский авиазавод помог ему воплотить в жизнь юношескую мечту — стать покорителем неба. Правда, летать он так и не смог: к сожалению, подвело зрение. Зато сполна компенсировал это возможностью усовершенствовать полеты — делать самолеты более надежными, долговечными и удобными.

— С детства у меня, как и у многих советских мальчишек, была единственная мечта — летать, — с улыбкой рассказывает Слепокуров. — Но по состоянию здоровья стать летчиком не получилось. Я не сдался и еще в школе решил для себя: если не судьба мне летать, буду строить «железных птиц» — смогу хотя бы так прикоснуться к покорению небесной стихии.

Именно поэтому и поступил на факультет самолетостроения Воронежского политехнического института, который успешно окончил в 1975 году. Получив диплом, сразу же пришел работать на авиационный завод.

Юрий Иванович начинал трудиться здесь мастером в цехе 44 по сборке крыльев самолета.

— Когда я пришел на завод, композитные материалы в авиационной промышленности еще не применялись, нужно было начинать все с нуля, — вспоминает он. — Знаний, полученных в институте, для этого явно не хватало, поэтому приходилось заниматься самообразованием, изучать дополнительную литературу. Сразу отмечу, что композитные материалы изначально были призваны заменить собой устаревшие металлические детали. Композиты хороши тем, что имеют большую прочность и меньший вес, и, что немаловажно, не подвержены коррозии. Они не требуют такого скоротечного ремонта и частой замены, как металлические детали. Это материалы будущего: сейчас на композитах живет весь мир, а не только авиационная промышленность.

Коллектив на предприятии был тогда молодой, и перед юными и талантливыми людьми стояла грандиозная задача — освоить технологию внедрения композитных материалов. Первой целью являлся, конечно, знаменитый Ил­86, и, нужно заметить, эта цель была с успехом достигнута, особенно в части разработки интерьера самолета. Если раньше пассажирский салон был выполнен почти полностью из дерева, то теперь эту роль взяли на себя композитные материалы. Когда позднее делали ТУ­160, в этом направлении произошел еще один большой рывок вперед. Современные же самолеты Ан­148 и суперджеты практически полностью состоят из композитных материалов.

— С самого начала на моем пути встречались замечательные люди. Моими первыми наставниками стали Булавинцев Валерий Михайлович, заместитель начальника цеха Артеменко Владимир Васильевич и начальник цеха Боев Николай Дмитриевич. Каждый по­своему, они преподали мне бесценные уроки жизни и мастерства. Если Булавинцев помогал больше как профессионал, то Артеменко развил во мне организаторские способности, а Боев учил навыкам руководителя. Благодаря ему я смог в будущем грамотно сочетать «кнут» и «пряник» в общении с подчиненными.

Когда на авиазаводе был образован 95­й цех композитного производства, перспективного молодого специалиста Юрия Слепокурова перевели туда старшим мастером. С этого момента начался его стремительный — и полностью заслуженный — карьерный взлет на предприятии. В разные годы Юрий Иванович работал заместителем начальника цеха, начальником цеха, начальником производства, заместителем начальника планово­диспетчерского отдела. И вот в 2014 году он стал начальником производства композитных материалов. В этой должности трудится и по сей день.

Преданность своему делу

За более чем сорокалетний стаж работы на благо отечественной авиации Юрий Иванович Слепокуров ни разу не изменил своему призванию. Авиационному заводу он остался верен даже в тяжелые девяностые, когда соблазнов поменять профессию на более прибыльное дело было более чем достаточно.

— Многие специалисты в те «лихие» годы ушли с завода, работать остались единицы во главе с нашим тогдашним директором, ныне покойным Саликовым Вячеславом Алексеевичем, — вспоминает Юрий Иванович. — Благодаря его сплоченной команде, мы сумели сохранить завод в эпоху безвременья, ведь в те годы спрос на самолеты упал, госзаказы резко сократились.

Воронежскому авиационному заводу пришлось срочно переориентироваться: из композитных материалов сотрудники делали спортивные лодки, прогулочные катера, вагоны. Но именно эти «вспомогательные» заказы, по мнению Слепокурова, помогли тогда удержаться на плаву и производству композитных материалов, и всему заводу в целом.

— Скажу честно, в те годы мне поступало много хороших предложений уйти на другое место, обещали хорошие зарплаты, — добавляет Юрий Иванович. — Соблазн, конечно, был — денег тогда платили мало, а ведь у каждого семья, дети. Доходило до того, что работали всего три дня в неделю! Но я не смог предать любимый завод, свое дело и людей, которые на меня рассчитывали. За долгие годы работы через меня прошел запуск и освоение Ил­86,
Ил­96, бомбардировщика ТУ­160,
самолета­амфибии БЕ­200 (в кооперации с Иркутским авиационным заводом), Ил­96 400 Т. Затем мы собирали Ан­148 и суперджеты. Сегодня на наших, воронежских, самолетах Ил­96 летают первые лица страны, — а это, согласитесь, уже говорит о многом.

Юрий Иванович вспоминает, как постепенно авиазавод выходил из кризиса девяностых, появлялись интересные проекты, отвечающие требованиям уже нового времени.

— В начале двухтысячных годов я был руководителем проекта по оборудованию вип­салонов на самолетах Як­40Б, Як­42, Ту­154. Эта задача, над которой мы трудились около 7 лет, нам весьма удалась, и сегодня многие современные самолеты летают именно с нашим интерьером.

Перед глазами Юрия Ивановича Слепокурова прошла не только смена эпох, но и история развития научно­технического прогресса в авиапроме. Менялось оборудование, появлялись новые подходы к применению композитных материалов.

Уверенный взгляд в будущее

Сегодня под руководством Слепокурова трудятся два цеха — 19­й и 95­й. Это огромный, многоликий коллектив численностью более 400 человек.

— В моем подчинении — операторы, автоклавщики, сборщики­клейщики, сборщики изделий из стеклопластика, контрольные работники, производственные мастера, начальники участков, ну и, конечно, технологи. Слаженно трудится и вспомогательный аппарат: завхозы, распределители, кладовщики. И, конечно же, цех композитных материалов не сможет функционировать без электриков, слесарей, электроников. Средний возраст работников в наших цехах — 45 лет.

В настоящее время перед воронежским авиазаводом стоит амбициозная задача — построить первый опытный летный экземпляр самолета Ил­112в. Серия этих авиалайнеров станет основой авиапарка легких военно­транспортных самолетов ВКС России. Предполагается, что серийный выпуск легкого военно­транспортного самолета Ил­112 составит до двенадцати машин в год.

— Мы смотрим в будущее с большим оптимизмом, — отмечает Юрий Иванович. — Помимо нашей главной задачи — Ил­112в, недавно мы заключили контракт на Ил­96 400М, на подходе и другие проекты. В плане внедрения композитных материалов я с перспективой смотрю на Ил­112. Также в настоящее время наши цеха участвуют в производстве агрегатов для гражданских самолетов МС­21, изготовлении нового двигателя ПД­14 — мы поставляем элементы мотогандол, выполненные из композитов.

Слепокуров признается, что кадровая политика для него всегда стояла на первом месте. Молодых специалистов на авиазаводе привлекает достойная заработная плата, очень хорошая «социалка». Гарантированные отпуска, больничные, доплата за детский сад — и это далеко не все. На заводе есть прекрасный спортивный клуб. С помощью ОАК и профсоюзной организации сотрудники обеспечиваются льготными путевками в Крым и Абхазию, их детям предоставляются путевки в летние лагеря. А после заключения последних контрактов, уверен Юрий Иванович, ВАСО ожидает новый приток молодежи.

Прекрасным мотивационным стимулом для молодых сотрудников являются ежегодные конкурсы профессионального мастерства. Например, среди слесарей­сборщиков летательных аппаратов в этом году победу одержал работник 19 цеха Игорь Бердников.

— Конечно, работа занимает сегодня большую часть жизни, — говорит Юрий Иванович. — Но все, чего я достиг, было бы невозможно без близких людей. У меня замечательная семья: жена, взрослые сын и дочь, двое внуков — одному почти 14 лет, второму 4 года. На заводе часто приходилось задерживаться, работать в выходные. Тем не менее всегда оставалось время и на хобби — летняя рыбалка, отдых на воде, катание на лодке. В молодости очень любил заниматься спортом — особенно лыжами и футболом. Завод для меня — второй дом, а дома всегда ждет надежный тыл, который помогал преодолевать даже самые сложные времена!

Ирина Ларина