Студент ВГУ создал программу, которая поможет сделать любую поверхность интерактивной

В настоящее время все более востребованными становятся программы, в которых использовано компьютерное зрение – для определения лиц на фотографиях, управления компьютером при помощи жестов, распознавания объектов на изображении. Также все большую популярность приобретает и использование интерактивных поверхностей.

В этом прогрессивном направлении работает и студент первого курса факультета прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета Мечислав Принев. Он разработал проект программного комплекса для создания интерактивных неэлектронных поверхностей и гаджетов SmartWall. Программа позволяет управлять компьютером при помощи неэлектронных поверхностей, например, стены, листа бумаги, стола. Применение компьютерного зрения позволяет без сенсорных технологий использовать любую поверхность в качестве интерактивного элемента. Они могут быть как стационарные, где программа запоминает координаты каждой интерактивной области и ее характеристики, так и мобильные. В этом случае программа запоминает характеристики так называемого «якоря», а местоположение остальных интерактивных областей определяется алгоритмически.

В настоящее время существует большое количество различных библиотек компьютерного зрения, которые помогают решать проблему сегментации изображения – выделения на нем нужных фрагментов. Но они не дают надежного результата при обработке зашумленных изображений. Программный комплекс SmartWall использует разработанный студентом ВГУ метод сегментации с плавающим порогом перевода полутонового изображения к одноцветному. С помощью этого метода можно обрабатывать изображения плохого качества, не используя при этом нейросети и громоздкие вычисления. Программа не нуждается в дорогом оборудовании, она позволит создавать интерактивные области на поверхностях любого цвета и текстуры, а также изображениях, полученных с помощью проектора.

– На поверхность накладывается трафарет, помогающий выделить нужные области, после видео-захвата трафарет убирается. Когда закончится сегментация изображения, пользователь, выделяя нужные фрагменты, может задать необходимую очередность интерактивных областей на поверхности. При нажатии на них компьютер производит заданные действия, – рассказывает о работе программы Мечислав Принев.

Внедрение подобного ПО позволит за счет отказа от дорогостоящих сенсорных поверхностей значительно снизить себестоимость интерактивных устройств. SmartWall может найти свое применение во многих сферах. Например, может быть использована для различных систем интеркомов и тревожных кнопок, в качестве одноразовых стерильных гаджетов при использовании в зараженных средах, в медицине, в системе «умный дом», а также для создания интерактивных витрин в магазинах и торговых центрах без использования сенсорных поверхностей. Особую важность программа представляет для использования в центрах реабилитации детей-инвалидов, в том числе как часть оборудования сенсорной комнаты, а также в образовательных учреждениях в качестве образовательного и развивающего контента и как альтернативу сенсорным доскам.