ВАСО: 85 лет традиций и новаторства

В 2017 году Воронежский авиационный завод отмечает свое 85­летие. Выпуская легендарные ТБ­3 и Ил­2, первые сверхзвуковые пассажирские Ту­144, первые аэробусы Ил­86, ряд других линеек военных и гражданских самолетов, предприятие продемонстрировало огромные возможности отечественной авиационной промышленности.

Впоследние годы ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) упрочило славу одного из ведущих предприятий отрасли. Головным ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за ВАСО закреплена компетенция по производству широкофюзеляжных самолетов. Лайнеры Ил­96, самолеты Ан­148 с маркой воронежского предприятия на борту продолжают пополнять авиапарки Специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства, обеспечивающего нужды Минобороны, МЧС, ФСБ, гражданских авиакомпаний.

Знаковым событием в жизни предприятия стала передача в июле 2016 года нового самолета Ил­96–300 СЛО «Россия». Авиалайнер создавался в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались в том числе разработкой систем связи и защиты. Он выполнен из отечественных комплектующих, оборудован новыми системами полностью российского производства. Кроме того, ВАСО передало в эксплуатацию Минобороны России самолет Ил­96–400 специальной комплектации. А в конце 2016 года состоялась передача заказчику еще одного Ил­96–300.

В 2017 году на заводе планируется построить первый опытный летный экземпляр самолета Ил­112В. По словам генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина, Ил­112 — ключевая машина нынешнего года. Задачи, связанные с данным проектом, масштабные, а сроки жесткие. В середине февраля на планере самолета начался монтаж систем. Планируется, что в мае начнется отработка воздушной машины на летно­испытательной станции, и до 1 июля самолет должен быть построен. Серия Ил­112, которые будут сходить со стапелей ВАСО, станет основой авиапарка легких военно­транспортных самолетов ВКС России. Предполагается, что серийный выпуск легкого военно­транспортного самолета Ил­112 составит до двенадцати машин в год.

Утвержденная Объединенной авиастроительной корпорацией долгосрочная производственная программа предусматривает, наряду с выпуском самолетов Ил­112, и старт нового поколения широкофюзеляжных пассажирских лайнеров — Ил­96–400М с двигателями ПС­90 последней модификации. Удлиненный на десять метров фюзеляж позволит перевозить более четырехсот пассажиров.

ВАСО предстоит собрать и передать в 2019 году на испытания в ОАО «Ил» первый лайнер. Хорошим подспорьем в этой работе будет тот опыт, который получили конструкторские, технологические службы и рабочий персонал при переделке транспортного самолета Ил­96–400 в пассажирскую версию.

Минпромторг РФ уже подтвердил выделение 1,5 млрд руб. для дальнейшего развития семейства Ил­96. Инвестиции предназначены для подготовки производства и обеспечения выпуска двух широкофюзеляжных лайнеров в год, начиная с 2019 года. Дальнейшее развитие проекта связано с начавшейся в России разработкой тяжелого авиадвигателя тягой 35 тонн, появление которого ожидается к 2025 году. В этом случае Ил­96 может оснащаться всего двумя моторами, а не четырьмя.

Реализация новых проектов позволит ВАСО достичь ежегодного роста производства на десять процентов.

Развивает ВАСО также и обширные кооперационные связи в рамках ОАК. Произведенные на Воронежском авиазаводе агрегаты есть во всей линейке пассажирских самолетов «Сухой суперджет­100», в новом поколении военно­транспортных самолетов Ил­76МД­90А. Весомый вклад ВАСО вносит в создание пассажирского лайнера нового поколения МС­21. Кроме этого, также в рамках кооперации, ведется подготовка производства по изготовлению агрегатов для самолёта Ил­114.

В 2016 году на линию сборки самолетов «Сухой Суперджет­100» отправлено 23 самолетокомплекта. В рамках утвержденной товарной программы «Гражданские самолеты Сухого», начиная с 2017 года, ВАСО будет производить ежегодно 35 самолетокомплектов. Произведена необходимая подготовка производства, позволяющая обеспечить выпуск четырех самолетокомплектов в месяц. Проводится отработка техпроцессов производства агрегатов самолета МС­21 для последующего наращивания выпуска с пяти самолетокомплектов в 2017 году до 28 в 2022­м.

Мероприятия по программам совершенствования производственной системы, бережливого производства, повышения эффективности в 2016 году дали экономический эффект в 660 млн руб. За год рост зарплаты в ВАСО составил 6 процентов, а средняя зарплата в настоящее время на предприятии составляет 34 136 руб. Выручка в 2016 году составила 6,6 млрд руб. Планируется, что в рамках утвержденной товарной программы в 2017 году она вырастет почти вдвое — до 12 млрд руб., а в 2019 году до 17 млрд руб.

— Завод имеет устойчивые заказы на ближайшие годы и хорошие перспективы, — отмечает генеральный директор ПАО «ВАСО» Дмитрий Пришвин.

 

Справка. Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85 % акций холдинга. В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания «Сухой», Корпорация «Иркут», «ОАК-Транспортные самолеты»; Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», «Туполев», «Ильюшин Финанс Ко.», «Авиастар-СП», ВАСО, РСК «МиГ», ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ЛИИ им. М.М. Громова, «АэроКомпозит», ТАНТК им. Бериева. Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ — от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. На предприятиях корпорации работают более 100 000 сотрудников. Президент ОАК — Юрий Борисович Слюсарь.

Справка. Работы по проекту Ил-112В ведутся согласно государственному контракту на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС), заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Условия контракта предусматривают постройку двух опытных экземпляров самолета — одного для проведения летных испытаний и одного для проведения прочностных и ресурсных. Ил-112В предназначен для транспортировки широкой номенклатуры грузов, включая различные виды вооружений, военной техники и личного состава. Ил-112 придет на смену самолетам Ан-26 российских Воздушно-космических сил. В настоящее время ВКС эксплуатируют порядка 140 ЛВТС Ан-26 и его модификаций. Всего с 1969 по 1986 год выпущено около 1150 таких самолетов, из них во всем мире находятся в эксплуатации более 600. Однако они уже практически исчерпали свой ресурс.

Длина самолета — 24,15 м, высота — 8,89 м, размах крыла — 27,6 м, диаметр фюзеляжа — 3,29 м. В качестве силовой установки будут использоваться два двигателя ТВ7–117СТ с максимальной мощностью 3500 л. с., оснащенные воздушными винтами АВ-112. Максимальная взлетная масса самолета составит 21 т, максимальная полезная нагрузка 5 т. Ил-112В будет развивать крейсерскую скорость 450–500 км/ч. Максимальная высота полета — 7600 м, а дальность полета с полезной нагрузкой 3,5 т — 2400 км.

Главная техническая особенность проекта — впервые в России на транспортном самолете устанавливается монокрыло.

Слово «впервые» в отношении Ил-112 употребляется часто. Впервые опытные машины создаются на серийном заводе. Впервые конструкторы «Ил» предложили сразу изготавливать стапельную оснастку, которая будет использоваться и на серийных машинах. Впервые в ВАСО работают с полностью оцифрованным проектом, который во многом облегчил и ускорил его реализацию. Воронежское ноу-хау — терминалы, с помощью которых в 3D можно рассмотреть конфигурацию любой детали, а также посмотреть этапы технологического производственного цикла как при проектировании, так и в процессе производства.

Для многих работающих на Воронежском авиационном это также самый первый самолет, создающийся ими с нуля: более 60 процентов конструкторов, технологов, рабочих, задействованных на Ил-112, — молодые специалисты, в том числе победители и призеры корпоративных и Всероссийских чемпионатов рабочих профессий по системе WorldSkills Hi-Tech.