Вектор в профессию

На протяжении долгого времени проблема качественной подготовки нужных для производства специалистов остается одной из наиболее значимых. Поиск оптимальных путей решения требует тесного сотрудничества всех сторон, напрямую или косвенно связанных с образовательным процессом. С целью создания единого диалога «Промышленные вести» в октябре прошлого года собрали за одним столом представителей учебных заведений, ведущих промышленных предприятий и департаментов города и области. В ходе обсуждения было внесено много различных предложений, в том числе по вопросам организации профориентационной работы со школьниками. Некоторые из них получили последующую реализацию. С вопросом о том, какие достигнуты результаты и что еще предстоит сделать в данном направлении, мы обратились в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Для выпускников

Решение кадровой проблемы во многом зависит от качественной профориентационной работы. Когда человек уже со школьной скамьи знает, кем он хочет быть, где хочет работать, и, главное, имеет возможность двигаться в выбранном направлении, то на выходе рынок труда получает высококлассного специалиста. Как сообщили нам в департаменте, на создание такой модели подготовки кадров направлены совместные усилия органов власти, учебных заведений и работодателей.

Определиться с выбором будущей специальности ребятам помогают встречи с сотрудниками профессиональных образовательных учреждений, а также экскурсии в учебные заведения и на предприятия города. В школах регулярно проводятся классные часы, посвященные вопросам выбора будущей профессии. В ходе бесед с представителями учебных заведений и работодателями школьники и их родители узнают, какие специальности востребованы на рынке сегодня, какие направления будут наиболее перспективны через 3­5 лет, какие предприятия и организации приглашают к себе выпускников и многое другое.

Для того чтобы получаемое учащимися образование не было оторвано от реалий производственной и экономической жизни региона, департаментом предпринимаются меры по организации взаимодействия между профессиональными учебными заведениями и компаниями­работодателями. Основные формы сотрудничества включают в себя участие работодателей в разработке основных образовательных программ; предоставление работодателями технической базы для прохождения учащимися учебных и производственных практик; привлечение ведущих специалистов отраслевых предприятий, включая мастеров производственного обучения, к проведению плановых аудиторных занятий. С целью контроля качества подготовки студентов руководители отраслевых объединений работодателей принимают участие в работе итоговых государственных аттестационных комиссий.

Прогноз потребностей

Никто не хочет, отучившись 5 лет, обнаружить, что его специальность на рынке труда не востребована. С целью недопущения подобной ситуации на базе ГОБУ СПО ВО «Воронежский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» создан Центр прогнозирования потребности в профессиональных кадрах и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений. Таким образом, начиная с 2013 года, установление государственных заданий для профессиональных образовательных учреждений осуществляется департаментом с учетом аналитического прогноза, разработанного Центром прогнозирования потребности региона в профессиональных кадрах и трудоустройства выпускников.

Все — в учебный центр!

К сожалению, условия жизни сейчас таковы, что далеко не каждый имеет возможность после школы поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Тем не менее получить специальность стремятся все выпускники. Для решения этой проблемы в Воронежской области за последние два года создано 7 учебных центров профессиональных квалификаций на базе учреждений начального и среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Одним из первых начал работу учебный центр прикладных квалификаций профессионального лицея № 39 г. Бутурлиновки. Центр осуществляет подготовку рабочих кадров для агропромышленного комплекса. В учреждении оборудованы лаборатории для профессиональной подготовки операторов машинного доения и операторов животноводческих комплексов и механизированных ферм. Созданы условия для проживания обучающихся из других муниципальных районов области.

В профессиональном лицее № 4 г. Воронежа функционирует учебный центр, осуществляющий подготовку рабочих кадров по профессиям «Сварщик» и «Электромонтер». Учебный центр оборудован инверторами для аргонной сварки, компьютеризированными малогабаритными дуговыми тренажерами, комплектами для бензинокислородной резки, комплектами для керосино­кислородной резки, лабораторной установкой для анализа свойств материалов.

На базе Воронежского государственного колледжа профессиональных технологий экономики и сервиса и Воронежского авиационного техникума им. В.П. Чкалова созданы учебные центры профессиональных квалификаций, осуществляющие подготовку специалистов для машиностроительной отрасли. Для учебных центров был закуплен комплекс современного оборудования: вертикально­фрезерные обрабатывающие центры, токарно­фрезерные обрабатывающие центры с револьверной головкой с приводным инструментом, токарно­винторезные, вертикально фрезерные, плоскошлифовальные станки, компьютерные тренажеры и т.д. На базе данных центров осуществляется подготовка станочников широкого профиля, токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ.

В 2013 году создано 3 учебных центра: на базе Острогожского аграрного техникума, готовящего специалистов для предприятий оборонно­промышленного комплекса, на базе Воронежского юридического техникума для работников социальной сферы и на базе Воронежского промышленно­гуманитарного колледжа для работников радиоэлектронной промышленности.

Формирование учебных групп осуществляется по заявкам предприятий­заказчиков: ОАО «Воронежский экспериментальный комбикормовый завод», ЗАО «Агрофирма Павловская Нива», ОАО «Мукомольный комбинат», ЗАО «Маслопродукт», ЗАО «Дон», ООО «Эко­Нива­Черноземье», ООО «Промышленное и гражданское строительство», ООО «Воронежсельмаш», ОАО «ВАСО», ООО «Воронежский механический завод», ОАО «Корпорация РИФ» и другие.

Общий объем финансирования, направленного на создание учебных центров, к 2014 году составил более 105 млн рублей. За период с 2012 по 2013 год в учебных центрах прошли обучение свыше двух тысяч человек.

Новый подход

Как отметили в пресс­службе департамента, несмотря на предпринимаемые действия, в настоящее время по­прежнему наблюдается дисбаланс механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, связанный с несоответствием структуры и качества подготовки кадров учреждениями профессионального образования спросу на него со стороны работодателей. Все более очевидной становится необходимость разработки и внедрения новой модели управления системой профессионального образования Воронежской области. В связи с этим было принято решение о кластеризации образования.

Реализация кластерного подхода в решении задач модернизации и технологического развития экономики региона с учетом потребности рынка труда должно привести к практическому внедрению в систему профессионального образования сетевых форм реализации образовательных программ, к использованию ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также к использованию ресурсов предприятий — будущих социальных партнеров.

Применительно к региональным условиям речь идет о создании экономически эффективной сети учреждений профессионального образования, обеспечивающей запросы предприятий региона в опережающей подготовке кадров и потребности всех категорий населения в качественном профессиональном образовании через производственно­образовательные кластеры.

В настоящее время предлагается создать 6 кластеров: промышленный, строительно­индустриальный, транспортный, социально­экономический, кластер аграрных и пищевых технологий и кластер IT–технологий. Отметим, что внедрение новой модели управления системой профессионального образования планируется осуществить в течение 2014 — 2015 учебных лет.

Подводя итоги, хотим выразить надежду, что курс в решении вопросов качественной подготовки специалистов департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области взят верный, и положительные результаты работы станут очевидны уже в ближайшие годы.

Наталья Макарова •