Верность родному делу

Не секрет, что за выдающимися результатами промышленных предприятий всегда стоят конкретные люди — настоящие профессионалы. Герой этого номера — технический директор АО «Турбонасос» Бурыкин Валерий Евгеньевич — как раз один из них. Придя на завод в 1994 году, он проделал серьезный путь от начальника цеха до технического директора, но даже сейчас, спустя годы в руководящей должности, с теплотой отзывается о работе в производстве. Интереснейшие факты служебной и личной биографии, начавшейся в советские годы и продолжающейся в наши дни, Валерий Евгеньевич поведал нашему изданию.

Романтика юношеских лет

— Родился я в городе Уссурийске, — начинает свой рассказ Валерий Евгеньевич. — Отец был военным офицером. Мы жили рядом с аэродромом: мальчишкой я каждый день видел, как взлетают самолеты, с детства мечтал об авиации. Даже записался в аэроклуб, хотел летать , но не подошел по росту. В 1961 году отца сократили, и мы с семьей уехали в Нижний Тагил — именно там, на Урале, я и закончил среднюю школу.

Следуя детской мечте об авиации, наш герой поступил в Казанский авиационный институт, на факультет самолетостроения. Родители Валерия Евгеньевича остались в Нижнем Тагиле. Молодые студенческие годы навсегда остались в памяти как самое веселое и интересное время — стройотряды, студенческий театр эстрадных миниатюр, дружеские встречи.

— В составе СТЭМа мы с друзьями стали лауреатами республиканского конкурса, ездили выступать в Комсомольск­на­Амуре на БАМ, где нам даже довелось выступать на телевидении, — с ностальгией вспоминает наш собеседник. — Запомнились студенческие поездки в Башкирию и Татарстан на строительство железной дороги. Студенты помогали путеукладчикам выравнивать пути, посыпали щебенкой. Во время этих поездок я получил профессию каменщика 4­го разряда, овладел навыками специалиста по запуску энергоустановок, узнал азы кирпичной кладки и бетонных работ. Между прочим, в стройотрядах мы неплохо зарабатывали — хватало потом на целый год! Ездили даже в Чехославакию, где выступали с коллективом эстрадных миниатюр.

На последнем курсе института, накануне распределения, Валерий Евгеньевич вместе с двумя друзьями поехал в Воронеж и попал на прием к самому директору авиационного завода. Собеседование прошло успешно, и друзья стали ждать официального вызова. И тут молодых людей призвали в армию, причем Валерий, в отличие от студенческих товарищей, медицинскую комиссию прошел успешно . Служил два года в Прибалтике в ракетных войсках стратегического назначения, специализация была интересная — шахтное базирование ракет.

— После армии поехал в Воронеж, — продолжает рассказывать Валерий Евгеньевич. — На авиационном заводе на тот момент мне могли предложить только работу мастера в цех по сборке лифтов, поэтому по совету друзей я решил попробовать устроиться на КБХА. Когда узнал, что по долгу службы нужно будет часто ездить в командировки на Урал,– сразу согласился, так как понял, что смогу навещать родителей в Нижнем Тагиле.

На «передовой» науки и производства

Почти сразу же Валерий Евгеньевич полетел на полигон, где проходили испытания системы «Энергия­Буран». Об этом витке своей карьеры герой нашей публикации вспоминает как о прекрасном, эпохальном событии.

— В КБХА я работал технологом до 1992 года, — делится воспоминаниями Валерий Евгеньевич. — На протяжении этого времени ездил в командировки восемь месяцев в году — на Урал, иногда в Загорск (Подмосковье). Это было безумно интересное время! На отработках двигателя, который изготавливал КБХА, трудились специалисты от Бога, туда съезжались «киты» науки и промышленности со всего Советского Союза. Например, в одной комиссии работал Валентин Глушко, выдающийся советский конструктор и ученый в области ракетно­космической техники. До сих пор, бывая в Москве, я с большим интересом посещаю интерактивный музей внутри макета космического корабля «Буран», расположенный на ВДНХ.

А затем в стране началась перестройка, пришли «лихие» девяностые годы, и программу «Энергия­Буран» закрыли. При КБХА решили создать госпредприятие «Гарант», которое занималось товарами народного потребления. В 1992 году Валерий Евгеньевич перешел в ГП «Гарант», где трудился начальником участка сборки.

— Время было сложное, переходное, но не менее интересное! — улыбается наш собеседник. — Мы сделали шикарную сыродельню производительностью 5 тонн сыра, занимались изготовлением оборудования для мясного производства. Работали так два года. С деньгами тогда было тяжело, поэтому часть зарплаты нам выдавали продуктами — сыром, мясом, колбасой. И вот, наконец, в 1994 году сюда пришел НПК Турбонасос. ГП «Гарант» объединился с «Турбонасосом», и меня назначили начальником цеха номер 328.

Вызовы нового времени

В этой должности Бурыкин и проработал вплоть до 2008 года. Добросовестное отношение к своей профессии, заинтересованность в получении результата, правильная мотивация подчиненных — эти черты Валерия Евгеньевича помогли ему продвинуться по карьерной лестнице, и в 2008 году руководство АО «Турбонасос» предложило ему новую должность — технического директора. Это была непростая служба — 7 отделов в подчинении, 10 направлений в работе: главный механик, главный технолог, экология, мчс, главный металлург, метрологическая служба, сертификация и много чего еще.

— Когда я увидел весь объем работы, сначала засомневался, но потом понял, что нужно идти вперед, развиваться, — говорит Валерий Евгеньевич. — Новая должность потребовала от меня более углубленного изучения науки, совершенствования своих знаний. Сегодня в моей компетенции — все жизнеобеспечение предприятия, включая технологическую подготовку производства. На работе мой основной принцип — внимательная, вдумчивая работа с коллективом. Железо есть железо. А вот люди, которые куют это самое «железо», — это самое главное, и к ним нужно найти правильный подход. Людям необходима интересная работа, социальная защита и хорошая зарплата. Тогда и отдача от коллектива будет соответствующая!

Кстати, дочь Валерия Евгеньевича пошла, можно сказать, по его стопам: закончила финансово­ промышленную академию в Москве и сейчас успешно трудится главным специалистом в отделе сводного планирования в КБ Ильюшина, занимающемся производством самолетов.

— Когда сам вникаешь во все тонкости технологического процесса — легче руководить людьми, — подытоживает свой интересный рассказ наш герой. — Несмотря на то, что уже давно не работаю в цеху, я испытываю гордость, когда у нас выходит новая продукция, ведь это коллективный труд, в котором есть и мой вклад. Не скрою, звали меня и в другие места, но я верен своему предприятию, на котором проработал почти всю жизнь. А «Турбонасосу» хочется пожелать и дальше развиваться, и неуклонно двигаться вперед!

Ирина Ларина •

Справка. Сегодня АО «Турбонасос» является одним из ведущих разработчиков центробежных насосов. Существует два основных направления деятельности организации — создание спецтехники для ГК «Роскосмос» и современной импортозамещающей промышленной продукции гражданского назначения для нефтегазовой, химической и горно-металлургических отраслей национальной экономики. Основная изготавливаемая продукция — это турбонасосные и электронасосные агрегаты и насосные станции на их базе, а также автоматизированные многофазные насосные станции и насос-гидроциклонные установки, запорно-регулирующая арматура, газовые эжекторы и другое современное промышленное оборудование. Кроме того, к деятельности АО «Турбонасос» относятся: промышленный инжиниринг, проведение наукоемких НИР и ОКР по разработке и внедрению новых технологий. Потребителями гражданской продукции предприятия являются ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Транснефть», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ГК «Росатом» и др.