ВМЗ и КБХА: в единстве сила

«Воронежский механический завод» — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» готовится к объединению с КБХА и переносу производства за пределы города. Речь идет о создании совместного с КБХА научно-производственного объединения с единым руководством и единой целью, которое обеспечивало бы полный цикл выпуска продукции для ракетно-космической отрасли — от разработки конструкторской документации до испытаний готовых изделий.

–НПО позволит не только говорить о современном производстве ракетных двигателей, но и о едином заводе, построенном на совершенно новых принципах, заложенных и в здания, и в оборудование, и в производственный процесс, — отмечает генеральный директор ВМЗ Иван Коптев. — Для заказчиков это будет означать качество, гарантированное тандемом разработчиков и производителей. Подчеркну еще раз, что все это подразумевает не просто перемещение цехов из одной части Воронежа в другую, а, по сути, создание нового, основанного на современных подходах предприятия со всей сопутствующей инфраструктурой. Идея создания вынесенного за город НПО родилась в диалоге с руководством ГКНПЦ им. Хруничева и Роскосмоса. Первоначально мы вышли к бывшему руководителю ГКНПЦ им. Хруничева В.Е. Нестерову с инициативой об оптимизации производственных мощностей на территории завода. Нестеров нашу инициативу рассмотрел, но предложил решать задачу модернизации более кардинально — путем перенесения производства на окраину города. В Роскосмосе, в свою очередь, предложили еще шире взглянуть на проблему и поставили вопрос о перенесении мощностей не только ВМЗ, но и ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» и об объединении двух предприятий в единый производственный комплекс.

В качестве площадки рассматриваются земли в направлении поселка Шилово в районе завода ОАО «Турбонасос» и испытательного комплекса КБХА. Однако они находятся в разной собственности, и это в условиях нашей действительности может обернуться серьезным препятствием при строительстве НПО. Впрочем, существенную помощь в решении данного вопроса могут оказать региональные власти. Тем более что в ходе визита в Воронеж Владимира Путина губернатор области Алексей Гордеев однозначно высказывался о переносе ряда воронежских предприятий, в том числе ВМЗ и КБХА, за пределы города. Также строительство нового комплекса полностью отвечает повышению эффективности промышленного производства, о чем неоднократно заявлял Алексей Васильевич.

Сегодня ВМЗ занимает территорию 60 га, КБХА — 10 га. Вновь созданные объединенные производственные мощности будут в 2-3 раза меньше, то есть в пределах 25-35 га.

На финансирование проекта будет направлено порядка 40 миллиардов рублей. Основные источники финансирования — бюджетное субсидирование по программам Федерального космического агентства и Минобороны РФ, а также собственные и, возможно, заемные средства.

— Также планируется частично компенсировать затраты за счет реализации тех 70 га, на которых сегодня располагаются предприятия, — пояснил генеральный директор. — По предварительным оценкам цена сотки земли в этом районе достигает 1 млн рублей, то есть объем вырученных средств может составить порядка 7 млрд рублей. В данный момент земля находится в федеральной собственности.

В структуре инвестиций основные расходы будут направлены на закупку современного оборудования, строительство зданий и сооружений, обеспечение необходимых требований по экологической и прочей безопасности. В частности, в обязательном порядке будут возводиться очистные сооружения.

Проект планируется реализовать в течение шести лет. «Старый» завод будет работать до начала запуска нового предприятия.

— Сейчас проект находится на рассмотрении в институте проектирования промышленных предприятий «Ипромашпром», — поясняет Иван Тихонович. — Мы совместно с генеральным директором КБХА занимаемся подготовкой общего технического задания для проектировщиков. Когда завершим этот этап, начнется работа по подготовке проектно-сметных документов, и можно будет с одобрения Роскосмоса разворачивать деятельность по конкретизации, выходить на областные структуры с просьбой о поддержке. Пока же ждем главного — одобрения Правительства РФ: это самый важный и самый сложный на сегодня этап, однако мы верим в его перспективу.

За последние несколько лет вопрос об объединении КБХА и ВМЗ поднимался неоднократно, однако до реального его осуществления дело так и не доходило.

— Возможно, успешному объединению предприятий препятствовала борьба за власть их прежних руководителей, — комментирует Иван Тихоновоич. — Но сегодня все по-другому. Концепция развития ракетно-космической промышленности определяет структуру отрасли до 2030 года, и в ней ВМЗ действует в составе центра Хруничева. А в новой концепции, которая сегодня только дорабатывается в Роскосмосе и в ближайшее время пойдет на согласование в военно-промышленную комиссию и Правительство РФ, есть предложение о создании единого двигательного холдинга, куда должны войти ВМЗ, КБХА, Энергомаш, «Пермские моторы» и Конструкторское бюро химического машиностроения (г. Королев). То есть, все сейчас способствует тому, чтобы мы стали единой командой. Хотя я считаю, что мы уже являемся единой командой. Между ВМЗ и КБХА самые добрые и деловые отношения за последние 20 лет.

Ирина Пыркова •