Завод среднего машиностроения: Этапы развития

Газета «Промышленные вести» уже несколько лет следит за успешным развитием уникального литейного предприятия ­ ООО «Завод среднего машиностроения». Несмотря на все экономические сложности, коллектив энтузиастов продолжает работать в непростом направлении – отливке деталей из магниевых и алюминиевых сплавов.

ООО «Завод среднего машиностроения» работает в Воронежском регионе с 2006 года. Появившееся как небольшое литейное производство, за последние годы оно заметно выросло не только в производственных объемах, но и в мощностях. Главной особенностью завода стало то, что он специализируется на выплавке из магниевых сплавов. Не многие берутся за работу с таким капризным и взрывоопасным материалом. Освоение такого сложного производства позволило ООО «ЗСМ» быстро развиться в полноценное предприятие. С прошлого года на заводе началась новая отливка деталей — из алюминия.

Сейчас на предприятии трудятся более ста человек. В планах также расширение коллектива до двух сотен работников. И что немаловажно, коллектив на ООО «ЗСМ» в основном молодой. Средний возраст работника 35 лет. И хотя работа здесь сложная и ответственная, желающих трудиться на заводе не убавляется.

— Сейчас основные заказы идут от авиастроителей, — рассказал генеральный директор ООО «Завод среднего машиностроения» Виталий Брацук. — В основном мы занимаемся выплавкой большей части деталей для самолетов ИЛ–76 и вертолетов МИ–38 и МИ–8, а с прошлого года заводу было передано право лить практически все детали этой винтокрылой машины. Запуск алюминиевой линии расширил нам список заказов. Теперь мы изготавливаем детали для таких самолетов, как ТУ–95 и ТУ–160, а к уже имевшемуся ИЛ–76 добавились ИЛ–114 и ИЛ–276.

С успехом на ООО «ЗСМ» выполняют заказы на новейший многоцелевой вертолет МИ­38. Кстати сказать, «в серию» литье вышло в апреле прошлого года. До этого шел долгий процесс подготовки литьевых форм и тестовых отливок для первых вертолетов этой серии. В течение 2017 года завод изготовил детали для пяти единиц МИ–38. Основные заказчики и партнёры завода — АО «Авиаагрегат» из Самары (2 отливочные позиции); АО «Авиастар­СП» из Ульяновска (30 отливочных позиций); и самым крупным по заказам является ПАО «Казанский вертолетный завод» (около 200 отливочных позиций, практически половина из которых для новейшего вертолета МИ­38), а также Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина.

Сейчас на заводе среднего машиностроения, по мнению руководителя предприятия, трудовой коллектив оптимален: здесь каждый занят нужной и важной работой. Тем более что перед литьем и после него, хотя это главная и ответственная часть производства, осуществляются определённые технологические процессы. После получения чертежа заказа производится создание полноценной объемной модели детали на компьютере и в реальную величину из дерева. Далее по этим макетам происходит отладка оборудования, и только после этого осуществляется отливка. Затем начинается трудоемкий и очень важный этап — этап проверки. Если раньше проверка происходила вручную, то сейчас предприятием закуплен специальный сканер и рентген­аппарат, что уменьшает вероятность попадания к заказчику некачественно отлитой детали. После того как все этапы контроля пройдены, происходит окончательная доработка, для чего на заводе закупили компьютеризированные станки. Поэтому заказчик, получив деталь, может сразу вводить ее в работу. Кстати, важно отметить, что завод не только закупает новое оборудование, но и сам производит его для своих нужд. К примеру, если раньше для заливки металла в форму требовалась работа шести человек, то, после того как на заводе сделали специальный ковш, для выполнения данной работы понадобилось уже два человека, а освободившиеся были задействованы на другом участке производства. В работе предприятия видна специфика молодого коллектива. Это, прежде всего, мобильность: сотрудники быстро осваивают новые виды продукции и технологии. Кстати, в этом не последнее место занимает система обучения, хорошо функционирующая на предприятии. Недавно был приобретен обрабатывающий станок для крупногабаритных деталей. Теперь можно делать максимально готовые к установке на машину изделия практически любого размера.

— В связи с тем что предприятие растет, у нас остро стоит вопрос о расширении площадей, — отметил Виталий Брацук. — После долгих поисков нужного нам помещения мы пришли к выводу, что лучше всего будет отстроить его с нуля, именно таким, какое нужно для специфики нашего производства. Сейчас в тесной связи с Фондом развития промышленности мы ведем подготовку к возведению объекта на территории Масловского технопарка. Но для ускорения этого процесса и проведения его без потери имеющихся темпов производства нам нужны инвесторы.

Каждое утро на предприятии начинается с небольшого совещания, на котором обсуждаются и технические задания, и механизмы их реализации. Причем в процесс обсуждения вовлечен каждый сотрудник. Это немаловажный аспект работы: так коллектив сплачивается, каждый чувствует свою ответственность и работает с большой самоотдачей. Хорошая рабочая обстановка в коллективе, помноженная на энтузиазм и уникальность производства, делает ООО «ЗСМ» значимым предприятием не только для нашей области, но и для страны в целом.

Константин ГРИШАЕВ •