ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

«Авиаперспектива» — взаимодействие ВАСО и ВГТУ
«Авиаперспектива» —  взаимодействие  ВАСО и ВГТУ
Проблема подготовки кадров для предприятий не раз поднималась на страницах нашей газеты. Сложность и долговременность внедрения новых компетенций, нужных для современного производства, становиться одной из немаловажных причин дефицита кадров. Многие предприятия пытаться преодолеть эту проблему самостоятельно, или все же найти точки соприкосновения с высшими и средне­специальными учебными заведениями. При должной проработке проекты по такому взаимодействию приносят ощутимые результаты. Одним из примеров такого тесного сотрудничества между вузом и заводом является Базовый образовательный научно­производственный комплекс «Авиаперспектива», созданный совместными усилиями ПАО «ВАСО» и «Воронежским Опорным Университетом» (ВГТУ).

БОНПК «Авиаперспектива» получил грант на конкурсе министерства образования «Новые кадры оборонно­промышленного комплекса­2015» и начал действовать с того же года. В рамках развития проекта были проведены большие инфраструктурные улучшения для целевого обучения студентов. Ведущие специалисты ПАО «ВАСО» были привлечены к чтению спецкурсов и руководству учебно­исследовательскими, курсовыми и дипломными работами, практикой студентов и стажировкой аспирантов. Было проведено переоборудование и переоснащение учебных помещений высоко современным технологичным оборудованием, а учебно­практические кластерные площадки на предприятии получили современное программное обеспечение.

Вузом и заводом была проработана многоуровневая система подготовки специалистов и бакалавров — «школа­-колледж-­университет». В учебный процесс внедрены деловые ситуации в реальных производственных условиях, позволяющие смоделировать производственный процесс. В 2018 году была впервые внедрена модульная межвузовская проектная деятельность на базе ВГТУ — МАИ — ПАО «ВАСО», при поддержке: ПАО «ОАК», АО «РТ­Техприемка», АО РСК «МиГ», ООО «СоюзМаш России». Так же проводятся ежегодные конкурсно­профориентационные мероприятия День ОАК и экскурсии на авиазавод. повышение квалификации преподавателей в ПАО «ВАСО».

— При разработке данного базового образовательного научно­производственного комплекса «Авиаперспектива» преследовалось сразу множество важных целей, — рассказал начальник центра корпоративного обучения ПАО «ВАСО» Александр Нефедов. — Основные из них — это практико­ориентированное обучение, привлечение, адаптация и закрепление молодых специалистов в ПАО «ВАСО». Подготовка молодых перспективных кадров в рамках ОПК в сфере самолетостроения. Так же был проведен комплекс работ для предоставления эффективного использования научного оборудования. Был создан компьютерный класс с 3д оборудованием, для проектного моделирования, а также учебный цех механического производства, на базе которого проходят занятия студентов. Выстроенная на нашей площадке совместно с ВГТУ система позволила получить хорошо подготовленных именно по нашему профилю выпускников, инженеров­конструкторов и инженеров­технологов. Многие студенты, находясь на старших курсах уже начинали работать на предприятии, в основном в отделе главного технолога, и после выпуска продолжают работу на ПАО «ВАСО». По совместному проекту «Авиаперспектива» ежегодно участвует в обучении примерно 40–50 студентов. Кстати сказать, всего на предприятии ежегодно проходят стажировку и практику порядка 400 студентов высших учебных заведений, причем не только из Воронежа. Так же работа над проектом помогла в развитии разработки и внедрения в производство перспективных технологий получения полимерно­композиционных материалов и изделий из них. К тому же создание на базе авиазовода материально­технической и учебно­методической базы можно использовать для обучения и проведения научно­исследовательской работы и получения новых, эффективных методов и средств проведения исследований.

У базового образовательного научно­производственного комплекса «Авиаперспектива» есть множество важных задач:
основная, как мы уже говорили, — подготовка и переподготовка специалистов, бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук по соответствующим направлениям, специальностям и специализациям в соответствии с профилем комплекса;
организация проведения прикладных научных исследований для разработки новых функциональных материалов и технологий;
обеспечение взаимодействия прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов научно­ исследовательских работ в лекционных курсах, экспериментальной базы учебно­исследовательских лабораторий для выполнения, лабораторных и курсовых работ, производственной и преддипломной практики;
организация и проведение научных мероприятий (конференции симпозиумы, семинары);
привлечение квалифицированных сотрудников лабораторий к чтению спецкурсов и руководству учебно­исследовательскими, курсовыми и дипломными работами, практикой студентов и стажировкой аспирантов;
укрепление материально­технической базы образовательного процесса, научных исследований;
повышение уровня учебно­методической работы путем создания новых учебных программ, монографий, учебников, учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях;
организация эффективного взаимодействия с другими УНЛ, институтами РАН и вузами для реализации студенческого обмена и обучения специалистов, бакалавров, магистров, аспирантов по программам специализированной подготовки в области функциональных материалов нового поколения;
осуществление международного сотрудничества путем выполнения контрактов, участия УНЛ в работе международных конференций, организация международного обмена сотрудниками, студентами и молодыми учеными с профильными университетами и лабораториями мира, международными научными и образовательными организациями и фондами;
популяризация научных знаний и довузовская профориентационная работа, проведение школьных, вузовских олимпиад, научно­практических конференций школьников, студентов и аспирантов, выставок, разработка и практическая реализация мер по мотивации талантливой молодежи для профессиональной карьеры.

Важно отметить что в разработке и использовании материальной базы и компетенции комплекса «Авиаперспектива» принимали участие сразу несколько кафедр Опорного университета. Среди них кафедра автоматизированного оборудования машиностроительного производства, кафедра материаловедения и физики металлов и кафедра самолетостроения. Стоит добавить, что последняя, созданная в 60­х годах специально для нужд Воронежского авиазавода, давно располагает учебной площадкой рядом с заводом, а благодаря «Авиаперспективе» смогла вывести подготовку специалистов на еще более высокий уровень.

— Научно­образовательный производственный комплекс ВАСО и Воронежского технического университета «Авиаперспектива» укрепил и без того тесные связи вуза и предприятия, вывел взаимодействие на новый уровень, — Отметил заведующий кафедрой самолетостроения ВГТУ Владимир Корольков. — У обучающихся на кафедре, есть возможность принимать участие в жизни завода уже со студенческой скамьи, так как мы работаем по актуальным для авиационного завода темам, в том числе композиционных материалов, а также по перспективным программам и проектам, включая новые авиамашины. На базовом предприятии преподаватели кафедры руководят всеми видами практики, причем многие из них являются действующими сотрудниками завода. В период практики студенты овладевают рабочей профессией и работают в цехах и подразделениях ВАСО на инженерных должностях в качестве дублеров, решая реальные инженерные задачи. Основная масса выпускников кафедры выходит на дипломное проектирование со сформировавшимися научными и производственными интересами. Это достигается за счет индивидуальной работы преподавателей в рамках СНО, СКБ, индивидуальных заданий на курсовое проектирование по тематике научно­технологической лаборатории экспериментальных технологий. Ежегодно до 70 % дипломных проектов выполняется по заказам предприятий. Более 40 % проектов рекомендуются аттестационной комиссией к внедрению.
Константин ГРИШАЕВ •