ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Изящный инструмент
Изящный инструмент
Кризис – это слово в ближайшие месяцы станет определяющим. Ответом на вопрос, как побороть негативную динамику может стать промышленный дизайн. О том, что это и как работает, рассказал директор дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Максим Чащин.

- Что такое промышленный дизайн? Зачем он нужен?
- Прежде всего, это стратегический процесс, который направлен на решение задач и проблем бизнеса. Среди них и повышение эффективности, снижение себестоимости производства, оптимизация трудозатрат и многое другое. Промышленный дизайн – это не только и не столько создание красивой оболочки, это внедрение инноваций, строительство успеха бизнеса. Главная задача любого дизайнера – улучшить качество жизни людей через создание новаторских продуктов, систем, услуг, позитивный опыт пользования ими, что в итоге принесет выгоды и производителю.

- Звучит очень интересно. Но промышленный дизайн стоит денег. Зачем бизнесу дополнительные расходы? В условиях назревающих экономических проблем это не логично. Тем более, что промышленность Воронежской области – одна из наиболее развитых в стране.
- Наоборот, в кризис вкладываться в промдизайн особенно важно. С обострением ситуации в экономике уровень конкуренции будет расти. Предприниматели придут к понимаю того, что, как минимум, выпускаемая продукция должна быть эстетически привлекательной. Соответственно, речь будет идти о дизайне как стайлинге. Затем бизнес будет волновать новизна его предложения для рынка: нужно будет, чтобы инновативность продукта соответствовала запросу рынка и даже превосходила её – это значит, что дизайн выступает как драйвер инноваций. Мировая промышленность, кстати, эти этапы уже прошла. Поэтому в глобальном смысле Россия пока отстает, нам надо догонять. Но внутри страны, если сразу сконцентрироваться на инновациях, выиграть в конкурентной борьбе станет проще.

- Вы считаете, что в нашей стране интерес к промышленному дизайну набирает обороты? Можете привести примеры?  
Да, в российской промышленности, в частности, транспортной, появился запрос на то, чтобы делать качественный с точки зрения дизайна продукт. Причем на это есть запрос как у государственных компаний, так и у компаний частных.
И, думаю, что разработанный экспертами Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ концепт маневрового локомотива ТЭМ5Х – подходящий пример.
В 2019 году нами был создан концепт двухосного гибридного локомотива для ТМХ, крупнейшего производителя железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ. Это первый представитель новой линейки экологичных локомотивов с гибридной силовой установкой и литий-ионными батареями. Уникальность концепта заключается не только в его содержании, но и во внешнем виде. Яркий образ, продуманная эргономика, современные функциональные решения и материалы делают его первым в истории российского машиностроения дизайнерским локомотивом.
Таким образом, меняя внешний облик промышленных объектов в соответствии с требованиями времени, формируя новые смыслы для потребителей, мы повышаем привлекательность и конкурентоспособность изделий отечественного производства на российском и международных рынках.

- А есть ли дальнейшее развитие? Что это за этап?
- Да, конечно. На нем как раз находится сейчас мировая промышленность. Речь идет о дизайн-мышлении, вхождении дизайна во все структуры бизнеса на всем пути «от идеи до прилавка», когда продукт и сервис не отделимы. На этом этапе построение стратегии компании немыслимо без дизайна.
- Есть ли у промышленных дизайнеров специализация или они могут работать в разных отраслях?
- Здесь есть нюансы. Если у дизайнера есть специализация, это значительно снижает время на проектирование: знание всевозможных ограничений, регламентов приходит не сразу. В то же время свежий взгляд на вещи при ротации промдизайнеров из отрасли в отрасль может дать неожиданные озарения, «инсайты».

- Один из основных сегментов промышленности Воронежской области – пищевая промышленность. Могут ли промдизайнеры предложить что-то этой индустрии?
- Как ни странно – могут. Примеры каждый из нас ежедневно видит в магазине. Самый яркий – это новая упаковка, которая возникла как производная технологии асептической обработки продуктов компании «Тетра Пак». Упаковка не только увеличивала срок хранения напитков, но и влияла на взаимодействие человека и продукт, на логистические решения. Конечно, подобные прорывные технологии не появляются часто. Но один из самых простых способов повысить конкурентоспособность продукции пищепрома – это улучшить упаковку, сделать ее более экологичной, менее раздражающей пользователя, одновременно увеличив узнаваемость и эстетическую привлекательность.

- Возможна ли удаленная работа промышленного дизайнера и заказчика?
- Обычно так и происходит. Однако периодически сторонам все же надо встречаться. Установочную встречу и сдачу работ желательно проводить «лицом к лицу» и даже «плечом к плечу». Так проще взаимодействовать: понять запрос бизнеса и предложить максимально эффективное и экономичное решение.