ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Минпромторг РФ: Активнее использовать меры поддержки
Минпромторг РФ: Активнее использовать меры поддержки
Обсуждение перспектив развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожно­строительных машин в современных экономических условиях России прошло на первой совместной конференции «Развитие рынка специализированной техники», организованной Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией «Росспецмаш» совместно с Департаментом сельскохозяйственного, пищевого и строительно­дорожного машиностроения Минпромторга России.

Открыл конференцию Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш», который высказал надежду, что спад, который наблюдался в 2016 году, уже закончился и вероятность дальнейшего ухудшения обстановки практически отсутствует. А также отметил, что рынок спецтехники в России быстрыми темпами восстанавливается после того, как в кризис спрос на различные виды техники, особенно строительной и дорожной, снизился вдвое, а на некоторые виды — и втрое.

Ожидаемый рост, по словам Бабкина, 25–30 % вполне реален, что заставляет российских производителей работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами. Тем не менее доля привозной спецтехники остается высокой. Производство спецтехники в России не сможет развиваться должным образом, если и дальше будут подниматься ставки на уже введённые налоги, ужесточаться кредитная политика, повышаться цены на энергоресурсы. Ещё одним негативным моментом является тот факт, что в последнее время продолжается тенденция сокращения объёмов капитального строительства, а это очень сильно влияет на спрос спецтехники. В среднесрочной перспективе, по данным Минэкономразвития, ожидается плавное восстановление строительного сектора: в 2017 году прогнозируется рост объемов строительства на 0,8 %, в 2018 и 2019 годах — на 4 %.

Министр промышленности РФ Денис Валентинович Мантуров не смог присутствовать лично, но передал официальное письмо, в котором выразил надежду на плодотворную работу конференции.

Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно­дорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой рассказал о действующих мерах поддержки со стороны государства. В этом году в министерстве запустили сразу две абсолютно новые меры поддержки — льготный лизинг российской строительно­дорожной техники и субсидирование пилотных партий. Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 года, лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительно­дорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет, в свою очередь, компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 году выделяется 2,5 млрд руб. Субсидия по льготному лизингу составит 10 % от стоимости машины. На сегодняшний день более 10 лизинговых организаций уже подали соответствующие заявки в Минпромторг России, среди которых «Сбербанк лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Газпромбанк лизинг».

Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (постановление № 634) — это новый инструмент поддержки, предлагаемый Минпромторгом России, на реализацию которого выделены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд рублей. Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз на решение этих проблем и помогут существенно сократить расходы российских предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции. Производители смогут компенсировать до 50 % своих расходов, а потребители получат возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15–50 %. Этот механизм поддержки позволит увеличить количество выпускаемых высокотехнологичных средств производства, создать новые рабочие места, будет способствовать снижению доли импортной техники на российских предприятиях.

Также на сегодняшний день отечественным производителям строительно­дорожной техники доступна поддержка экспорта по следующим постановлениям:

    № 1388 — субсидии на сертификацию при экспорте;
    № 488 — поддержка выставок за рубежом;
    № 496 — субсидии на транспортировку.

— Приоритетом является экспорт. Мы постепенно будем переходить к тому, что будем поддерживать только проекты, в которых есть экспортная составляющая. Проекты, ориентированные только на внутренний рынок, мы не будем поддерживать в принципе — заявил Евгений Корчевой.

На конференции обсудили существующие проблемы в отрасли, в том числе распространение контрафактной продукции, ввоз б/у иностранной техники под видом новой.

Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗ­Уралтрак», рассказал о потерях производителей от влияния распространения контрафактной продукции.

— Производители контрафакта забирают порядка 10 % в нашем сегменте рынка деталей и готовых машин. В условиях экономической нестабильности потребитель стремится сэкономить и приобрести более дешевую продукцию, но нередко это сказывается на качестве. К нам поступают обращения от потребителей с жалобами на качество или гарантийные сроки, но это связано с первую очередь с разбирательствами с теми структурами, которые продали им эту контрафактную продукцию. У нас уже были случаи, что такие производители пытались использовать схожие наименования. По этому поводу мы обращались в ФАС. В результате несколько таких компаний было закрыто. В целом с проблемой контрафакта сталкивается много предприятий. Проблема тут связана с тем, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений для оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники, — рассказал Андрей Печеркин.

В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗ­Уралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел РФ провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).

Олег Цепкин, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в своем выступлении рассмотрел вопросы ограничения сертификации строительно­дорожных машин, маркировки компонентов и запасных частей с целью исключения оборота контрафакта, а также роль саморегулирования в промышленности. Олег Цепкин предложил внедрить механизм маркировки оригинальных компонентов и запасных частей, а также выработать комплекс мер, включающих усиление уголовной ответственности за изготовление контрафакта.

О мерах поддержки производителей на внешних рынках рассказал Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский Экспортный Центр».

— Уже сейчас производители могут воспользоваться всеми услугами РЭЦ, в том числе финансово­кредитными, поиском партнера за рубежом, содействием в проведении маркетинговых исследований, а также могут компенсировать часть затрат на транспортировку, сертификацию и омологацию, международное патентование, участие в зарубежных выставках, ярмарках и бизнес­миссиях, — заявил Евстюхин.

Наталия Партасова, заместитель генерального директора по работе с государственными органами и внешними коммуникациям ООО ККУ «Концерн «Тракторные заводы», предложила внести поправки в правила предоставления субсидий на транспортировку техники, поставляемой на экспорт.

По итогам работы конференции было принято решение ввести следующие меры государственной поддержки:

    При разработке стратегии строительно­дорожного машиностроения до 2030 года указать максимально четкие объемы предстоящего дорожного и иного строительства для формирования прогноза ежегодных объемов приобретения строительно­дорожной техники.
    Предусмотреть в федеральном бюджете 2018–2020 годов на субсидии российским лизинговым организациям по Постановлению № 518 по 5,0 млрд рублей ежегодно и в целях снижения стоимости доставки в субъекты Сибирского и Дальневосточного федерального округа увеличить размер компенсации авансового платежа и субсидии для российских лизинговых организаций, расположенных в СФО и ДФО, с 10 % до 15 %.
    Ввести механизм субсидирования предприятиям строительно­дорожного машиностроения в части затрат по уплате процентов по кредитам, направляемым на модернизацию производства, в размере 100 % ставки ЦБ РФ.
    С целью борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией изменить форму подтверждения соответствия строительно­дорожной техники техническому регламенту ТС № 010/2011 с декларирования на сертификацию в отношении производимой и импортируемой продукции. При этом система сертификации должна в минимальной степени ограничивать добросовестных отечественных производителей готовой техники, комплектующих и запасных частей вне зависимости от размера предприятия.
    При реализации государственных строительных проектов приобретать технику российского производства.
    Ввести утилизационный сбор на полуприцепы с суммой сбора, применяемой в отношении прицепов.
    Реализовать меры поддержки, предложенные в заявлении производителей специализированной техники и оборудования 20 апреля 2017 г. в г. Ростове­на­Дону.
    Провести очередную конференцию «Развитие рынка специализированной техники» 21 сентября 2017 года в Государственной думе ФС РФ с участием депутатов ГД и руководителей предприятий производителей специализированной техники и оборудования.

Реализация предлагаемых мер поддержки отрасли окажет существенное положительное влияние на развития производства строительно­дорожной техники в России, снизит негативное влияние импорта техники на отрасль, позволит провести модернизацию производственных мощностей и не допустит усиления социально­экономической напряженности на российских предприятиях.