11.07.2017
Минпромторг России
Минпромторг РФ: Активнее использовать меры поддержки
Обсуждение перспектив развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожностроительных машин в современных экономических условиях России прошло на первой совместной конференции «Развитие рынка специализированной техники», организованной Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией «Росспецмаш» совместно с Департаментом сельскохозяйственного, пищевого и строительнодорожного машиностроения Минпромторга России.
Открыл конференцию Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш», который высказал надежду, что спад, который наблюдался в 2016 году, уже закончился и вероятность дальнейшего ухудшения обстановки практически отсутствует. А также отметил, что рынок спецтехники в России быстрыми темпами восстанавливается после того, как в кризис спрос на различные виды техники, особенно строительной и дорожной, снизился вдвое, а на некоторые виды — и втрое.
Ожидаемый рост, по словам Бабкина, 25–30 % вполне реален, что заставляет российских производителей работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами. Тем не менее доля привозной спецтехники остается высокой. Производство спецтехники в России не сможет развиваться должным образом, если и дальше будут подниматься ставки на уже введённые налоги, ужесточаться кредитная политика, повышаться цены на энергоресурсы. Ещё одним негативным моментом является тот факт, что в последнее время продолжается тенденция сокращения объёмов капитального строительства, а это очень сильно влияет на спрос спецтехники. В среднесрочной перспективе, по данным Минэкономразвития, ожидается плавное восстановление строительного сектора: в 2017 году прогнозируется рост объемов строительства на 0,8 %, в 2018 и 2019 годах — на 4 %.
Министр промышленности РФ Денис Валентинович Мантуров не смог присутствовать лично, но передал официальное письмо, в котором выразил надежду на плодотворную работу конференции.
Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой рассказал о действующих мерах поддержки со стороны государства. В этом году в министерстве запустили сразу две абсолютно новые меры поддержки — льготный лизинг российской строительнодорожной техники и субсидирование пилотных партий. Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 года, лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительнодорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет, в свою очередь, компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 году выделяется 2,5 млрд руб. Субсидия по льготному лизингу составит 10 % от стоимости машины. На сегодняшний день более 10 лизинговых организаций уже подали соответствующие заявки в Минпромторг России, среди которых «Сбербанк лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Газпромбанк лизинг».
Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (постановление № 634) — это новый инструмент поддержки, предлагаемый Минпромторгом России, на реализацию которого выделены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд рублей. Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз на решение этих проблем и помогут существенно сократить расходы российских предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции. Производители смогут компенсировать до 50 % своих расходов, а потребители получат возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15–50 %. Этот механизм поддержки позволит увеличить количество выпускаемых высокотехнологичных средств производства, создать новые рабочие места, будет способствовать снижению доли импортной техники на российских предприятиях.
Также на сегодняшний день отечественным производителям строительнодорожной техники доступна поддержка экспорта по следующим постановлениям:
№ 1388 — субсидии на сертификацию при экспорте;
№ 488 — поддержка выставок за рубежом;
№ 496 — субсидии на транспортировку.
— Приоритетом является экспорт. Мы постепенно будем переходить к тому, что будем поддерживать только проекты, в которых есть экспортная составляющая. Проекты, ориентированные только на внутренний рынок, мы не будем поддерживать в принципе — заявил Евгений Корчевой.
На конференции обсудили существующие проблемы в отрасли, в том числе распространение контрафактной продукции, ввоз б/у иностранной техники под видом новой.
Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗУралтрак», рассказал о потерях производителей от влияния распространения контрафактной продукции.
— Производители контрафакта забирают порядка 10 % в нашем сегменте рынка деталей и готовых машин. В условиях экономической нестабильности потребитель стремится сэкономить и приобрести более дешевую продукцию, но нередко это сказывается на качестве. К нам поступают обращения от потребителей с жалобами на качество или гарантийные сроки, но это связано с первую очередь с разбирательствами с теми структурами, которые продали им эту контрафактную продукцию. У нас уже были случаи, что такие производители пытались использовать схожие наименования. По этому поводу мы обращались в ФАС. В результате несколько таких компаний было закрыто. В целом с проблемой контрафакта сталкивается много предприятий. Проблема тут связана с тем, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений для оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники, — рассказал Андрей Печеркин.
В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗУралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел РФ провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).
Олег Цепкин, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в своем выступлении рассмотрел вопросы ограничения сертификации строительнодорожных машин, маркировки компонентов и запасных частей с целью исключения оборота контрафакта, а также роль саморегулирования в промышленности. Олег Цепкин предложил внедрить механизм маркировки оригинальных компонентов и запасных частей, а также выработать комплекс мер, включающих усиление уголовной ответственности за изготовление контрафакта.
О мерах поддержки производителей на внешних рынках рассказал Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский Экспортный Центр».
— Уже сейчас производители могут воспользоваться всеми услугами РЭЦ, в том числе финансовокредитными, поиском партнера за рубежом, содействием в проведении маркетинговых исследований, а также могут компенсировать часть затрат на транспортировку, сертификацию и омологацию, международное патентование, участие в зарубежных выставках, ярмарках и бизнесмиссиях, — заявил Евстюхин.
Наталия Партасова, заместитель генерального директора по работе с государственными органами и внешними коммуникациям ООО ККУ «Концерн «Тракторные заводы», предложила внести поправки в правила предоставления субсидий на транспортировку техники, поставляемой на экспорт.
По итогам работы конференции было принято решение ввести следующие меры государственной поддержки:
При разработке стратегии строительнодорожного машиностроения до 2030 года указать максимально четкие объемы предстоящего дорожного и иного строительства для формирования прогноза ежегодных объемов приобретения строительнодорожной техники.
Предусмотреть в федеральном бюджете 2018–2020 годов на субсидии российским лизинговым организациям по Постановлению № 518 по 5,0 млрд рублей ежегодно и в целях снижения стоимости доставки в субъекты Сибирского и Дальневосточного федерального округа увеличить размер компенсации авансового платежа и субсидии для российских лизинговых организаций, расположенных в СФО и ДФО, с 10 % до 15 %.
Ввести механизм субсидирования предприятиям строительнодорожного машиностроения в части затрат по уплате процентов по кредитам, направляемым на модернизацию производства, в размере 100 % ставки ЦБ РФ.
С целью борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией изменить форму подтверждения соответствия строительнодорожной техники техническому регламенту ТС № 010/2011 с декларирования на сертификацию в отношении производимой и импортируемой продукции. При этом система сертификации должна в минимальной степени ограничивать добросовестных отечественных производителей готовой техники, комплектующих и запасных частей вне зависимости от размера предприятия.
При реализации государственных строительных проектов приобретать технику российского производства.
Ввести утилизационный сбор на полуприцепы с суммой сбора, применяемой в отношении прицепов.
Реализовать меры поддержки, предложенные в заявлении производителей специализированной техники и оборудования 20 апреля 2017 г. в г. РостовенаДону.
Провести очередную конференцию «Развитие рынка специализированной техники» 21 сентября 2017 года в Государственной думе ФС РФ с участием депутатов ГД и руководителей предприятий производителей специализированной техники и оборудования.
Реализация предлагаемых мер поддержки отрасли окажет существенное положительное влияние на развития производства строительнодорожной техники в России, снизит негативное влияние импорта техники на отрасль, позволит провести модернизацию производственных мощностей и не допустит усиления социальноэкономической напряженности на российских предприятиях.
Открыл конференцию Константин Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш», который высказал надежду, что спад, который наблюдался в 2016 году, уже закончился и вероятность дальнейшего ухудшения обстановки практически отсутствует. А также отметил, что рынок спецтехники в России быстрыми темпами восстанавливается после того, как в кризис спрос на различные виды техники, особенно строительной и дорожной, снизился вдвое, а на некоторые виды — и втрое.
Ожидаемый рост, по словам Бабкина, 25–30 % вполне реален, что заставляет российских производителей работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами. Тем не менее доля привозной спецтехники остается высокой. Производство спецтехники в России не сможет развиваться должным образом, если и дальше будут подниматься ставки на уже введённые налоги, ужесточаться кредитная политика, повышаться цены на энергоресурсы. Ещё одним негативным моментом является тот факт, что в последнее время продолжается тенденция сокращения объёмов капитального строительства, а это очень сильно влияет на спрос спецтехники. В среднесрочной перспективе, по данным Минэкономразвития, ожидается плавное восстановление строительного сектора: в 2017 году прогнозируется рост объемов строительства на 0,8 %, в 2018 и 2019 годах — на 4 %.
Министр промышленности РФ Денис Валентинович Мантуров не смог присутствовать лично, но передал официальное письмо, в котором выразил надежду на плодотворную работу конференции.
Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой рассказал о действующих мерах поддержки со стороны государства. В этом году в министерстве запустили сразу две абсолютно новые меры поддержки — льготный лизинг российской строительнодорожной техники и субсидирование пилотных партий. Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 года, лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительнодорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет, в свою очередь, компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 году выделяется 2,5 млрд руб. Субсидия по льготному лизингу составит 10 % от стоимости машины. На сегодняшний день более 10 лизинговых организаций уже подали соответствующие заявки в Минпромторг России, среди которых «Сбербанк лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Газпромбанк лизинг».
Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (постановление № 634) — это новый инструмент поддержки, предлагаемый Минпромторгом России, на реализацию которого выделены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд рублей. Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз на решение этих проблем и помогут существенно сократить расходы российских предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции. Производители смогут компенсировать до 50 % своих расходов, а потребители получат возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15–50 %. Этот механизм поддержки позволит увеличить количество выпускаемых высокотехнологичных средств производства, создать новые рабочие места, будет способствовать снижению доли импортной техники на российских предприятиях.
Также на сегодняшний день отечественным производителям строительнодорожной техники доступна поддержка экспорта по следующим постановлениям:
№ 1388 — субсидии на сертификацию при экспорте;
№ 488 — поддержка выставок за рубежом;
№ 496 — субсидии на транспортировку.
— Приоритетом является экспорт. Мы постепенно будем переходить к тому, что будем поддерживать только проекты, в которых есть экспортная составляющая. Проекты, ориентированные только на внутренний рынок, мы не будем поддерживать в принципе — заявил Евгений Корчевой.
На конференции обсудили существующие проблемы в отрасли, в том числе распространение контрафактной продукции, ввоз б/у иностранной техники под видом новой.
Андрей Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗУралтрак», рассказал о потерях производителей от влияния распространения контрафактной продукции.
— Производители контрафакта забирают порядка 10 % в нашем сегменте рынка деталей и готовых машин. В условиях экономической нестабильности потребитель стремится сэкономить и приобрести более дешевую продукцию, но нередко это сказывается на качестве. К нам поступают обращения от потребителей с жалобами на качество или гарантийные сроки, но это связано с первую очередь с разбирательствами с теми структурами, которые продали им эту контрафактную продукцию. У нас уже были случаи, что такие производители пытались использовать схожие наименования. По этому поводу мы обращались в ФАС. В результате несколько таких компаний было закрыто. В целом с проблемой контрафакта сталкивается много предприятий. Проблема тут связана с тем, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений для оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники, — рассказал Андрей Печеркин.
В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗУралтрак» предложил Федеральном агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел РФ провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией её под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).
Олег Цепкин, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в своем выступлении рассмотрел вопросы ограничения сертификации строительнодорожных машин, маркировки компонентов и запасных частей с целью исключения оборота контрафакта, а также роль саморегулирования в промышленности. Олег Цепкин предложил внедрить механизм маркировки оригинальных компонентов и запасных частей, а также выработать комплекс мер, включающих усиление уголовной ответственности за изготовление контрафакта.
О мерах поддержки производителей на внешних рынках рассказал Константин Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский Экспортный Центр».
— Уже сейчас производители могут воспользоваться всеми услугами РЭЦ, в том числе финансовокредитными, поиском партнера за рубежом, содействием в проведении маркетинговых исследований, а также могут компенсировать часть затрат на транспортировку, сертификацию и омологацию, международное патентование, участие в зарубежных выставках, ярмарках и бизнесмиссиях, — заявил Евстюхин.
Наталия Партасова, заместитель генерального директора по работе с государственными органами и внешними коммуникациям ООО ККУ «Концерн «Тракторные заводы», предложила внести поправки в правила предоставления субсидий на транспортировку техники, поставляемой на экспорт.
По итогам работы конференции было принято решение ввести следующие меры государственной поддержки:
При разработке стратегии строительнодорожного машиностроения до 2030 года указать максимально четкие объемы предстоящего дорожного и иного строительства для формирования прогноза ежегодных объемов приобретения строительнодорожной техники.
Предусмотреть в федеральном бюджете 2018–2020 годов на субсидии российским лизинговым организациям по Постановлению № 518 по 5,0 млрд рублей ежегодно и в целях снижения стоимости доставки в субъекты Сибирского и Дальневосточного федерального округа увеличить размер компенсации авансового платежа и субсидии для российских лизинговых организаций, расположенных в СФО и ДФО, с 10 % до 15 %.
Ввести механизм субсидирования предприятиям строительнодорожного машиностроения в части затрат по уплате процентов по кредитам, направляемым на модернизацию производства, в размере 100 % ставки ЦБ РФ.
С целью борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией изменить форму подтверждения соответствия строительнодорожной техники техническому регламенту ТС № 010/2011 с декларирования на сертификацию в отношении производимой и импортируемой продукции. При этом система сертификации должна в минимальной степени ограничивать добросовестных отечественных производителей готовой техники, комплектующих и запасных частей вне зависимости от размера предприятия.
При реализации государственных строительных проектов приобретать технику российского производства.
Ввести утилизационный сбор на полуприцепы с суммой сбора, применяемой в отношении прицепов.
Реализовать меры поддержки, предложенные в заявлении производителей специализированной техники и оборудования 20 апреля 2017 г. в г. РостовенаДону.
Провести очередную конференцию «Развитие рынка специализированной техники» 21 сентября 2017 года в Государственной думе ФС РФ с участием депутатов ГД и руководителей предприятий производителей специализированной техники и оборудования.
Реализация предлагаемых мер поддержки отрасли окажет существенное положительное влияние на развития производства строительнодорожной техники в России, снизит негативное влияние импорта техники на отрасль, позволит провести модернизацию производственных мощностей и не допустит усиления социальноэкономической напряженности на российских предприятиях.