ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Не благодаря, а вопреки
Не благодаря, а вопреки

Газета «Промышленные вести» не раз освещала вопрос государственной поддержки предприятий региона. Правительством РФ выделяются целевые средства для поддержки инновационных и импортозамещающих производственных предприятий малого и среднего бизнеса региона. Предприятию, которому удается получить эту поддержку, необходимо в течение трёх лет предоставлять отчёты, при этом постоянно доказывая и свою честность, и законопослушность, и далеко не всегда оно может быть правильно оценено.

В 2015 году ООО «Спецмаш» расширяло производство и купило на свои средства новое оборудование. Департамент промышленности Воронежской области, согласно указаниям Правительства РФ, предлагает подобным предприятиям компенсировать половину стоимости уже произведенных затрат. Для этого необходимо представить документы на получение субсидии. При этом обязательным условием является то, что предприятие покупает оборудование на собственные средства и только после этого имеет возможность компенсировать половину затрат.

К тому же для получения субсидии необходима своевременная подача полного комплекта документов, требуемых департаментом промышленности, без правильного оформления которых на поддержку рассчитывать не приходится. Формирование пакета документов дело не быстрое, отнимающее много времени и сил и ко всему прочему запускающее череду проверок со стороны контролирующих органов

Для этих самых органов такая «увлекательная» работа позволяет обеспечить свою собственную занятость, которая, между прочим, оплачивается из госбюджета.

Предприятию же приходится изыскивать силы, средства и время в ущерб производству, чтобы этим органам то и дело предоставлять необходимую документацию. В целом позиция государственных органов ясна. Тотальный контроль и полная перепроверка всего и вся, чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств. Но вот тут и возникает казусная ситуация, когда организация, подав весь пакет правильно оформленных документов, получает субсидию, а после получает предписание средства вернуть из­за каких­либо претензий, причём до этого оные полностью соответствовали всем предъявляемым требованиям.

— Нам, например, предъявили претензии по низкому уровню заработной платы: она якобы ниже минимального уровни оплаты труда. А еще нам выставили претензию, что мы должны бюджету 48 копеек, — пояснил директор и главный конструктор ООО «Спецмаш» Александр Варнаков. — Честно говоря, вначале мы были обескуражены такой постановкой вопроса. Ведь все справки и документы для получения субсидии были нами собраны в соответствующих органах, и в момент получения денег никаких вопросов у департамента промышленности не возникало. Как говорится, не прошло и года — о нас вспомнили. Нам было «приятно».

Руководитель и главный бухгалтер не стали спускать дело на тормозах, а решили разобраться, почему ни с того ни с сего предприятию начали предъявлять претензии.

— Первое, с чего мы начали, — это выяснение, откуда взялись претензии по заработной плате, — отметила главный бухгалтер предприятия ООО «Спецмаш» Елена Придворова. — Но это оказалось страшной тайной: на основании чего претензия была выставлена, никто не признался. Наконец, после предоставления очередного тома документов и отчетов по заработной плате сотрудников, ведомостей на её выплату, табелей рабочего времени, запросов в ИФНС России Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования выяснили, что все в порядке. Затем стали выяснять про 48 копеек. Дело оказалось не из приятных. Сначала направили запрос в прокуратуру Воронежской области с просьбой пересмотреть результаты проверки в отношении ООО «Спецмаш», которая была проведена департаментом промышленности со ссылкой на прокуратуру. Мы получили ответ, что у прокуратуры к ООО «Спецмаш» претензий нет. Она лишь проверяет департамент промышленности, который самостоятельно принимает решение. Департамент промышленности в своих действиях ссылается на предписание прокуратуры. Круг замкнулся. Любопытно, что если формально подойти к этому вопросу, то одновременно с переплатой по налогу 2 руб. 48 коп. у предприятия была задолженность по нему же в 48 коп. Произвести элементарный арифметические действия никто из чиновников не смог.

— Для того, чтобы прийти к очевидному для нас результату, — сказал Александр Варнаков, — нам пришлось два месяца заниматься дополнительными разбирательствами из­за чьей­то некомпетентности и формального подхода. А ведь у нас работает всего 25 человек, для которых, между прочим, главное — конкретная работа и развитие производства. И мне, как главному конструктору и директору, пришлось больше полугода отстаивать честь предприятия, отнимая время от разработки и вывода на рынок нового оборудования. В нашем регионе, да и в России в целом, предприятий, подобных «Спецмашу», единицы.

Казалось бы, вопрос решен. Но тут департамент промышленности подал в суд на ООО «Спецмаш». Причем, как выяснилось на первом заседании, претензий истец к ответчику по факту не имел, но без судебного постановления прекратить все это не мог. В итоге потребовалось привлечь специалиста из налоговой инспекции, который формально подтверждил, что задолженности у предприятия не было, а была фактическая переплата. «Но пеня в 48 копеек все равно присутствовала, — ссылался представитель. — А налоговый орган не обязан перезачитывать переплаты в ручном режиме без письменного заявления платившего». И только на третьем судебном заседании суд смог вынести постановление, в котором признал, что ООО «Спецмаш» не имел никаких задолженностей, субсидию получил законно и возвращать её не должен.

— В сложившейся ситуации ООО «Спецмащ» и подобные ему предприятия стали заложниками бюрократической системы, которая обслуживает саму себя, а не государственные интересы. В налоговой автоматически выдали справку о наличии задолженности (не уточняя что и сколько). Департамент промышленности Воронежской области расценил это формально — как задолженность по налогам и сборам перед бюджетом. И закрутился маховик бюрократии. В итоге никто даже не задумался над тем, что государство выделило деньги не для того, чтобы у многочисленных чиновников было чем заняться. Деньги дали для развития. И вот что интересно: все, с кем мы разговариваем об этой проблеме, нас понимают, но решить ничего не могут. Если в огромном аппарате чиновников нет ни одного, кто может взять ответственность на себя и принять решение в соответствии с законом и здравым смыслом, то для кого тогда выстроена эта система? Любое успешное предприятие потому и успешное, что там есть конкретные руководители и специалисты, которые могут брать на себя ответственность, что там выстроена система обратной связи. Так давайте совместно с государством и аппаратом управления выстраивать систему правильных и умных законов и избегать формального подхода к работе. Мы всегда готовы к открытому и конструктивному диалогу, готовы идти навстречу и помочь госорганам совершенствовать отношения между властью и бизнесом на основе постоянной обратной связи. Честно сказать, полгода, которые мы потратили на все эти разбирательства, вымотали нас. Если в системе и в дальнейшем не будет никаких изменений, то глупо задавать вопрос, почему недостаточно развиты предприятия, выпускающие реальную конкурентоспособную инновационную технику.

Само ООО «Спецмаш», открытое в 2007 с нуля силами нескольких энтузиастов как производственное предприятие ультразвуковой техники, постоянно проводит научно­исследовательские работы в области ультразвука, разрабатывает и производит новые виды конкурентоспособного оборудования. Инновации, импортозамещение, рост производительности труда — все это есть на этом поистине уникальном не только для нашего региона, но и для страны в целом предприятии.

— Хорошо, конечно, что справедливость восторжествовала, но сколько это нам стоило и кто будет отвечать за необоснованное обвинение и понесенные убытки? — отметил Александр Варнаков. — Непонятная ситуация, когда Президент РФ говорит: «Не кошмарьте бизнес, поддерживайте производство!», а на местах же его либо не слышат, либо делают все наоборот.

Анна Карась,
Константин Гришаев

Справка. ООО «Спецмаш» — научно-производственное предприятие, ориентированное на выпуск импортозамещающего оборудования нового поколения. Номенклатура предприятия составляет 14 видов инновационного оборудования, востребованного на рынке. Продукция — импортозамещающая и экспортоориентированная. Постоянно ведутся новые разработки. В основе технической политики предприятия лежит разработка и постановка на производство оборудования, конкурирующего с продукцией ведущих европейских производителей при значительно меньшей стоимости за счет применения новых технических решений.

Разработки награждены 15–ю международными дипломами и медалью ВВЦ. Коллектив предприятия состоит из опытных специалистов, авторов большого количества изобретений и молодых инициативных сотрудников.