ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

ОКБМ: преемственность поколений
ОКБМ: преемственность поколений
ООО «Опытно­конструкторское бюро моторостроения» этой весной отпраздновало свой 60­летний юбилей. На предприятии реализуются сложные комплексные технические проекты, ведутся научно­исследовательские работы, выполняются опытно­конструкторские разработки, налажено серийное производство высокотехнологичной продукции.

– Сегодня у коллектива есть надежда на динамичное развитие, — рассказывает операционный директор предприятия Леонид Михайлович Иванов. — В планах на 2020­й год — увеличение объема производства в 3 раза, привлечение молодых кадров и стабилизация финансового состояния. В текущем году ОКБМ планирует разработать, изготовить и поставить комплектующие изделия для авиационной техники на ПАО «Туполев», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Корпорация «Иркут» и на другие предприятия Объединенной авиастроительной корпорации. Кроме того, ОКБМ в сотрудничестве с ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова» и АО «Уральский завод гражданской авиации» выполняет НИОКР в области поршневых авиационных двигателей для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Одним из новых и перспективных направлений деятельности ОКБМ является участие в проектах по разработке и выпуску редукторов для железнодорожного транспорта. Корпоративный конфликт зачастую негативно влиял на информационный фон вокруг предприятия на протяжении двух предыдущих лет. Но при этом он не ослабил позиции ОКБМ в авиационной отрасли, и практически не коснулся деятельности уникального коллектива.

Это с уверенностью подтвердили ведущие специалисты — и самого предприятия, и его заказчиков в своих комментариях нашей газете при подготовке данного материала.

Напомним, что ОКБМ — одно из ведущих промышленных предприятий России, специализирующееся на разработке, производстве и испытаниях авиационных поршневых двигателей, редукторных механизмов и трансмиссионных систем для авиационных и авиационно­космических аппаратов. Свою историю предприятие ведет с 1 марта 1960 года, когда созданное годом ранее подразделение ОКБ­154–2 в составе Воронежского механического завода было преобразовано в самостоятельное предприятие «Опытно­конструкторское бюро моторостроения». Долгие годы ОКБМ существовало на промплощадке ВМЗ, а механический завод серийно выпускал авиационную продукцию, разработанную конструкторским бюро. Позже номенклатура выпускаемой продукции, помимо авиационных поршневых двигателей, дополнилась двигателями и редукторами для вертолетов. Со временем ОКБМ стало единственным в стране, разрабатывающим и производящим различные редукторные устройства для систем управления механизацией крыла и других устройств летательных аппаратов различных классов.

Под руководством первого главного конструктора И.М. Веденеева ОКБ были разработаны авиационные поршневые двигатели М14В26 для вертолета Ка­26, авиационный поршневой двигатель М­14П для большинства отечественных легкомоторных самолетов (Як­18Т, Як­50, Як­52, Су­26, Су­29). Во всем мире двигатели серии М­14 называют двигателями Веденеева.
Двигатель М­14 стал базовым для целой гаммы двигателей (М­14Х, М­14ПФ, М9Ф). ОКБМ — разработчик и изготовитель транс­миссий малых и средних вертолетов и новых редукторных механизмов со сверхвысоким передаточным отношением для авиационных и авиационно­космических аппаратов, включая легендарный «Буран».

За сухими перечислениями типов летательных аппаратов, на которых устанавливались изделий разработки и производства воронежского предприятия — труд уникальных специалистов ОКБМ, сумевших своими знаниями, умениями, талантом и упорством создать технику, которая бесперебойно и надежно работает более полувека.

— Мы с ОКБМ сотрудничаем не один десяток лет, — рассказывает заместитель главного конструктора ОКБ Яковлева Разоренов Александр Владимирович. — Здесь работают высокопрофессиональные и ответственные специалисты. Авиа­ и вертолетостроение одни из наиболее высокотехнологичных областей промышленности, где трудятся люди различных технических специальностей. ОКБМ всегда отличало наличие сотрудников, обладающих большим багажом знаний, выходящим за пределы авиационных двигателей, досконально изучивших возможности собственного предприятия, умеющих работать в команде по внешнему контуру, например, с нашей организацией, а также имеющих желание постоянно самосовершенствоваться в своем профильном направлении — заниматься поиском различного рода информации, авторитетных источников, мыслить, как говорится на стыке наук. Из нашей совместной работы, особо хочу отметить агрегаты для системы управления закрылками на Як­130. Очень надежные в эксплуатации, никаких отказов за десятки лет не было. При поддержке ОКБМ мы модернизировали гидромеханический стенд. Воронежские специалисты для нас не просто соисполнители в наших работах, важно, что мы — единомышленники.

Отметим, что современная техническая и экспериментальная база ЗАО «ОКБМ» позволяет создавать авиационные поршневые двигатели, редукторные механизмы и трансмиссионные системы, проводить полный цикл испытаний и исследований характеристик, а также сертификацию и серийное производство изделий.

— Конструкторы нашего предприятия успели пройти прекрасную школу, заложенную первыми высококлассными специалистами ОКБМ, среди них мой учитель заслуженный конструктор РФ Иващенко Гаррий Дмитриевич, — поясняет главный конструктор, заместитель гендиректора по НИОКР Алексей Владимирович Толчеев.

— Имея огромный опыт, прекрасное образование, талант и удивительную остроту технического мышления, они были готовы в любую минуту научить, поделиться своим багажом знаний. Техническая преемственность и современные технологии проектирования позволяют нам сегодня уверенно смотреть в будущее, создавать новую технику, укрепляя тем самым позиции предприятия. ОКБМ для меня — первое после вуза место работы, и надеюсь, единственное. В конструкторском бюро удивительно живая работа, сложная, интересная, прежде всего тем, что здесь рождается техническое идея. А затем «поднимаем» ее все вместе. И не важно, на производстве ты работаешь, в коммерческом отделе или на испытательном полигоне: все за нее ответственны, все ее родители.

— Отсутствие рекламаций от заказчиков в течение многих лет — основной итог комплексной и коллективной ответственности, — отмечает технический директор Владимир Анатольевич Камнев. — Добиться этого нелегко, ведь точность изготавливаемых нами деталей исчисляется микронами. Сегодня мы серийно выпускаем продукцию на Як­130, Су­57, Ту­160. Надежность наших редукторов позволила иметь перспективные долгосрочное контракты на эти позиции до 2028 года. Не последнюю роль в этом играет модернизация производства, которое ведется постоянно. Надеюсь, это в ближайшие годы мы сможем делать более интенсивно.

В преддверии юбилея ОКБМ трое работников предприятия награждены грамотами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, подписанные министром Д.В. Мантуровым. За большой вклад в развитие промышленности, многолетний добросовестный труд наград удостоены Ларин Николай Федорович, зубошлифовщик 5 разряда механического цеха; Панов Александр Владимирович, мастер гальвано­термического цеха; Хатунцев Владимир Иванович, начальник бюро электронных систем отдела главного механика.

Панов Александр Владимирович работает на предприятии с 1968 года, он пришел после окончания обучения в Воронежском политехническом институте. Вместе с заводом он пережил более 50 лет: стабильность и процветание советских времен, разруху и уныние перестроечных годов, неуверенный рост производства современной России, и новые надежды на подъем сегодняшних дней

— Все годы меня держала на предприятии любовь к профессии. Металлургия своеобразная отрасль. Если сразу увлекло, будешь работать всю жизнь, — рассказывает Александр Владимирович. — Изучаешь свойства металлов постоянно, и каждый раз — это интересно и ново. Предприятие сейчас восстанавливается. Идет движение вперед, и это хорошо.

Услышав наш разговор, начальник гальвано­термического цеха Николай Борисович Орехов не смог остаться безучастным:

— Александр Владимирович прошел большой путь, и всю свою деятельность посвятил ОКБМ, — вступил в разговор он. — Грамотный, активный, Панов очень тонко и досконально разбирается в своем деле. Любит работать с молодежью. К нему тянутся все. Его кругозор позволяет видеть масштабно, принимать правильные самостоятельные решения. Я считаю, в производстве главное люди — это самый тяжелый и дорогой металл. Если человек проработал 30–40 лет, его не заменить. Панов из разряда таких людей. Да, вообще, ему не надо мешать, он все сделает лучше любого, самого идеального. Вы спрашивали о нашем предприятии. Оно не большое, но мы делаем уникальные вещи. Возможно последние два года мы сбавили обороты, но вы еще о нас услышите.

Стоит отметить, что 2019­й год был завершен с положительным финансовым результатом, пусть и при небольшом объеме выпускаемой продукции. Треть его — продукция гражданского назначения, и есть серьезные наработки для расширения данного сегмента. Ключевая роль в этом отводится разработке редукторов для железнодорожного транспорта. В прошлом году стартовали работы для модернизированного рельсового автобуса РА­3. Планируется, что после проведения сертификационных испытаний на промплощадке ОКБМ в Рамонском районе в конце текущего года будет начато серийное производство.

Возвращаясь к рассказу о заслуженных и уважаемых сотрудниках предприятия стоит отметить Ларина Николая Федоровича, зубошлифовщика 5 разряда механического цеха и Турбина Александра Егоровича, сменного мастера механического цеха.

— Работаю в ОКБМ 40 лет, практически всю сознательную жизнь, — делится своими воспоминаниями Николай Федорович.

— Многое прошло через мои руки: участвовал во всех проектах предприятия. Работа очень ответственная. Со временем пришел опыт. Казалось бы, меньше суетишься, волнуешься, но все равно захватывает процесс, и постоянно появляются узкие места, какие­то сложные, но интересные моменты. Как говорят нюансы. В них­то, как мне кажется, вся суть и секрет мастерства. А успех предприятия — в слаженных действиях каждого на своем рабочем месте. У нас хороший коллектив. Все понимают, что мы делаем одно дело. Как­то с вниманием относятся друг к другу. Да, и молодежь к нам приходит хорошая. Они все с компьютерами на «ты». Сегодня мои ученики стали сами высококлассными специалистами. Среди них Николай Лобанов и Иван Чистов, теперь и они учат других и передают свое мастерство.

— Всю жизнь занимаюсь обработкой металла, — рассказывает о себе Александр Егорович Турбин. — Начинал с рабочих специальностей, был мастером, начальником цеха, главным механиком завода на различных предприятиях города. Более десяти лет назад пришел в ОКБМ. Занимаюсь распределением заданий по рабочим местам. Контролирую правильность выполнения технических и технологических процессов. Сейчас на предприятии появились другие направления в деятельности, но в основном детали идут для авиации. Особо хочу сказать, что на предприятии есть молодежь. Это вселяет уверенность в завтрашний день. Причем ребята умные, покладистые. Общаться с ними интересно и приятно. Есть кому передать опыт и умения.

Местом воплощения конструкторских разработок в готовое изделие является производство, которым руководит заместитель генерального директора Александр Александрович Запорожский.

— На предприятии я более 10 лет. Прошел путь от инженера­технолога, заместителя главного технолога, главного технолога до заместителя генерального директора по производству, которым являюсь с 2012 года, — рассказывает Александр Александрович. — Одним из наиболее значимых заказов в последние годы стал редуктор для Ту­160.

— Мы рады, что Казанский авиационный завод отдал нам то, с чего мы начинали ­редукторы Р­40, — вступает в разговор советник Завалишин Виктор Иванович (именно он сорок лет назад разработал технологии для данного редуктора, которые до сих пор являются актуальными). — До 1985 года мы делали этот редуктор серийно. Потом в Казани решили собирать редуктор самостоятельно, но детали для него поставлялись из Воронежа. В 2016 году казанцы передумали и обратились к нам, чтобы мы возобновили сборку редукторов. Все пришлось начинать с самого начала. Квалификационные испытания подтвердили наши возможности по производству модернизированного редуктора, устанавливаемого на бомбардировщике Ту­160.

За плечами Виктора Ивановича большой жизненный и производственный опыт. С ОКБМ его связывает одна общая история, начиная с 1969 года. Он длительное время руководил механическим цехом, в его подчинении было 260 человек, тогда завод трудился в три смены. Наряду с опытными образцами шло серийное производство изделий.

Когда зашел разговор о молодом поколении, Александр Александрович и Виктор Иванович единодушно отметили, что с молодежью предприятии везет. Ребята держат традиции, добросовестно и ответственно работают. По их мнению, предприятие находится в надежных профессиональных руках.

Среди тех, о ком говорили наши собеседники Алексей Владимирович Литинский, программист, наладчик станков с ЧПУ, прошедший богатейшую школу в Европе и Израиле. У него высочайшая технологическая дисциплина.

— В 1998 году я вместе с родителями переехал в Израиль, — рассказывает про себя Алексей Владимирович. — Там я получил специальность, и проработал по ней восемь лет. Вернувшись в Россию, начал с трехмесячного испытательного срока на ОКБМ, который успешно прошел, и до сих пор здесь тружусь. Работа очень нравится, она не типовая, постоянно надо быть в курсе всего происходящего. Технически развиваешься, приобретаешь бесценный опыт. Металл западный отличается от российского. Постоянно учусь. Люди на предприятии работают прекрасные. Здесь многое умеют и делают хорошо, надо двигаться в направлении поставок на экспорт.

Среди тех, кто отмечен к 60­летию предприятия — Проскуряков Игорь Сергеевич.

— Я окончил ВГУИТ по специальности машинные аппараты пищевых производств, — рассказывает о себе Игорь Сергеевич. В 2008 году устроился работать в ОКБМ в должности конструктора 3 категории в отдел испытательных стендов, затем перешел в отдел вертолетных редукторов и трансмиссий конструктором 2 категории, затем переведен в отдел шарнирных редукторов на должность ведущего конструктора. Занимался изделиями для самолетов ЯК­130. С 2016 года и по сей день работаю начальником механического цеха. Работа очень нравится. Люблю, когда кусок металла превращается в какое­то изделие, встраиваемое в другой технический механизм и становится с ним единым целом и приносит пользу людям. Люблю сам рабочий процесс, когда все заняты делом, люблю каждодневную производственную атмосферу, трудовой гул в цеху. Хочется побольше заказов — только в этом залог стабильности. Естественно, что последние месяцы на экономику и производство повлияла эпидемия коронавируса.

— В условиях пандемии для нас крайне важно существенно не потерять темпы работы, — включается в разговор Леонид Михайлович Иванов. — С одной стороны, здоровье и безопасность людей очень важны, с другой, мы стремимся в полной мере сохранить репутацию предприятия, своевременно и качественно выполнить свои договорные обязательства. В правительстве Воронежской области также обеспокоены проблемой исполнения госзаказа на территории региона. В настоящее время принят поэтапный запуск предприятий — исполнителей гособоронзаказа. В этой связи мы планируем к июню выход на полноценный режим работы, а пока часть персонала уже два месяца работает удаленно. Как никогда сегодня всем сотрудникам предприятия и воронежцам желаю крепкого здоровья, и успешного решения поставленных задач.

Я считаю, в производстве главное люди — это самый тяжелый
и дорогой металл.
Если человек проработал 30–40 лет, его не заменить

Люблю, когда кусок металла превращается в какое-то изделие,
встраиваемое в другой технический механизм и становится с ним единым целом и приносит пользу людям

Начальник отдела ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» Л.А. Финкельберг
Я начал свою деятельность в институте 35 лет назад, и первая моя работа была связана с испытаниями авиационного поршневого двигателя М­14П разработки тогда еще ФГУП «Опытно­конструкторское бюро моторостроения» (ФГУП «ОКБМ»). В то время это было единственное КБ страны, занимающееся разработкой, сопровождением в производстве и ремонтом авиационных поршневых двигателей серии М­14 для учебно­тренировочных, легких транспортных самолетов типа Су­29, Як­18Т и вертолета Ка­26. За прошедшее время в тесном сотрудничестве с нашим институтом было сертифицировано несколько модификаций двигателя самолетного и вертолетного типов. Большую работу КБ провело по применению специализированных горюче­смазочных материалов, которые потом были рекомендованы к применению для авиационных поршневых двигателей.

Еще одно перспективное направление, которым занимается ОКБМ, ˗ это разработка и выпуск агрегатов редукторно­шарнирной группы для авиационной техники. Агрегаты предназначены для преобразования трансмиссионных карданных валов с малым моментом в тихоходное угловое перемещение выходных элементов с большим крутящим моментом. Данные агрегаты применяются на современной военной технике и выполнены на высоком техническом уровне.

За последнее время коллектив ОКБМ значительно омолодился, пришли новые грамотные инженеры, которые перенимают опыт у кадровых специалистов предприятия. Само предприятие постоянно ведет техническое перевооружение оборудования, позволяющее выполнять технологически сложные задачи. Одна из последних совместных работ — НИР по возможности адаптации современного автомобильного двигателя проекта «Кортеж» в авиационную версию, где ОКБМ разработало и изготовило редуктор для двигателя. В прошлом году на винтовом стенде предприятия были успешно проведены испытания этого двигателя.

60­летие — достойный возраст для предприятия, учитывая непростые периоды, которые пришлось пережить, сохранив при этом специфику и кадровый состав. Желаю сотрудникам ОКБМ побольше новых и интересных задач. Предприятию — плодотворной работы по перспективным совместным проектам, обеспечивающим создание семейств авиационных поршневых двигателей.

Ирина Полуэктова •