ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

ООО «Спецмаш»: С позиции здравого смысла
ООО «Спецмаш»: С позиции здравого смысла
Предприятию ООО «Спецмаш» регулярно предлагают опубликовать статью то ко Дню машиностроителя, то ко Дню изобретателя. И компании, действительно, есть о чем рассказать. Созданное в 2007 году с нуля силами нескольких энтузиастов как производственное предприятие ультразвуковой техники, оно постоянно проводит научно­исследовательские работы в области ультразвука, разрабатывает и производит новые виды оборудования.

ООО «Спецмаш» отвечает на сегодня всем модным критериям (инновации, импортозамещение, высокие технологии и т. п.), которые на слуху и которые, начиная от президента и до рядового гражданина, призывают развивать и поддерживать. Также понятно, что необходимо создавать условия для увеличения количества подобных предприятий и объема выпускаемой ими продукции, о чём, кстати, неоднократно говорил и говорит Президент России. Кто­то скажет, что «Спецмаш» в промышленности страны и даже области — это капля в море. Да, возможно, это так, но из этих «капель» и должна складываться наша экономика, должна прирастать ими. На деле же количество подобных «капель» в стране не растёт. Известно и то, что бизнес, пытающийся хоть что­то производить, а еще более тот (далеко не многочисленный), кто пытается создавать и выводить на рынок конкурентоспособное, сложное технологическое оборудование, работает сегодня не благодаря, а вопреки. В этой статье мы не будем перечислять все трудности научно­производственного бизнеса в современных российских условиях, а расскажем про одну проблему, которая возникла как бы ниоткуда и которая «вставляет очередные палки в колеса» этому самому импортозамещающему, наукоемкому, инновационному производству.

— За все подобные предприятия я поручиться не могу, но за своё скажу точно: нам от государства деньги не нужны. Мы умеем и любим работать, делаем востребованную продукцию, сами пополняем бюджет страны и создаем рабочие места, — так начал нашу беседу руководитель «Спецмаша» Александр Евгеньевич Варнаков.

В последнее время государство постоянно предлагает меры финансовой поддержки для развития малых предприятий реального сектора экономики, особенно научно­технической направленности. И это правильно. Но, по мнению Александра Евгеньевича, бюрократическая система при реализации этой поддержки не то чтобы не помогает подняться на ноги таким предприятиям, а вообще скоро «выкосит» их с российского экономического поля вместе с сорняками, причем, скорее всего, сорняков уцелеет больше, ибо зацепить их сложнее. Чтобы этого не случилось, нужна обратная связь — «бизнес — государство».

— В 2014–2015 годах мы расширили производство и среди прочего купили на свои средства новое оборудование на 1 млн руб., — поясняет свою позицию Александр Варнаков. — Департамент промышленности Воронежской области, согласно указаниям Правительства РФ, предлагает всем подобным предприятиям компенсировать половину стоимости производственного оборудования, для этого необходимо представить документы на получение субсидии. Причем обязательным условием является то, что мы сначала должны сами найти средства на закупку оборудования, купить его, и только потом нам смогут компенсировать половину наших затрат. Кроме того, к назначенному сроку необходимо успеть предоставить огромное количество документов, обоснований, справок и т.д.

После проведения огромной работы по собиранию и написанию всего, что требуется, субсидия наконец­то получена. И тут началась основная работа… Но только не для ООО «Спецмаш», а для многочисленных проверяющих органов, которые по три раза перепроверяют документы на купленное оборудование и каждый год в течение 3­х лет требуют отчеты по полученной субсидии.

— Только вот для этих самых органов такая «увлекательная» работа позволяет им обеспечить свою собственную занятость, которая, между прочим, оплачивается из госбюджета. Нам же приходится изыскивать силы, средства и время в ущерб производству, чтобы этим органам то и дело предоставлять необходимую документацию.

Да к тому же «Спецмаш» и еще с десяток предприятий департамент промышленности Воронежской области попросил деньги вернуть, «потому что они что­то там нарушили».

— Нам,например, предъявили претензии по низкому уровню заработной платы: она якобы на предприятии ниже прожиточного уровня трудоспособного населения. А еще мы должны бюджету 48 копеек, — поясняет Александр Евгеньевич. — Честно говоря, вначале мы были обескуражены такой постановкой вопроса. Ведь все справки и документы для получения субсидии были нами собраны в соответствующих органах, и в момент получения денег никаких вопросов у департамента промышленности не возникало. Как говорится, не прошло и года — о нас вспомнили. Нам было «приятно».

Сегодня, оглядываясь на двухмесячные разбирательства, директор считает, что только благодаря кропотливому труду главного бухгалтера и его настойчивости удалось докопаться до истины. Но это, к сожалению, не принесло удовлетворения. Хочется до минимума свести контакты с государственными органами ради экономии сил и времени, которые нужны для реальной работы, а не для сутяжничества.

— Первое, с чего мы начали, — это выяснение, откуда взялись претензии по заработной плате, — вступает в разговор главный бухгалтер предприятия ООО «Спецмаш». — Но это оказалось страшной тайной: на основании чего претензия была выставлена, никто не признался. Наконец, после предоставления очередного тома документов и отчетов по заработной плате сотрудников, ведомостей на её выплату, табелей рабочего времени, запросов в ИФНС России, Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования выяснили, что все в порядке. Затем стали выяснять про 48 копеек. Дело оказалось не из приятных. Сначала направили запрос в прокуратуру Воронежской области с просьбой пересмотреть результаты проверки в отношении ООО «Спецмаш», которая была проведена департаментом промышленности Воронежской области со ссылкой на прокуратуру. Мы получили ответ, что у прокуратуры к ООО «Спецмаш» претензий нет. Она лишь проверяет департамент промышленности, который самостоятельно принимает решение. Департамент промышленности в своих действиях ссылается на предписание прокуратуры. Круг замкнулся. Любопытно, что по Налоговому кодексу пеня не является задолженностью перед бюджетом. А значит, нет никаких оснований требовать возврата денег.

— Для того, чтобы прийти к очевидному для нас результату, — продолжает Александр Варнаков, — нам пришлось два месяца заниматься дополнительными разбирательствами из­за чьей­то некомпетентности и формального подхода. А ведь у нас нет своих юристов, Да и в штате всего 25 человек, для которых, между прочим, главное — конкретная работа и развитие производства.

— В сложившейся ситуации департамент промышленности стал заложником системы, как, впрочем, и мы, — считает Александр Евгеньевич. — В налоговой автоматически выдали справку о наличии задолженности (не уточняя, что и сколько). Прокуратура расценила это формально — как задолженность по налогам и сборам перед бюджетом. И закрутился маховик бюрократии. В итоге никто даже не задумался над тем, что государство выделило деньги не для того, чтобы у прокуратуры и других органов было чем заняться. Деньги дали бизнесу — для его развития.

И тут же Александр Евгеньевич добавил:

— И вот что интересно: все, с кем мы разговаривали об этой проблеме, нас понимают, но решить ничего не могут. Если в огромном аппарате чиновников нет ни одного, кто может взять ответственность на себя и принять решение в соответствии с законом и здравым смыслом, то для кого тогда выстроена эта система? Любое успешное предприятие потому и успешное, что там есть конкретные руководители и специалисты, которые могут брать на себя ответственность, что там выстроена система обратной связи с трудовым коллективом и покупателями. Так давайте ВМЕСТЕ с государством и аппаратом управления выстраивать систему правильных и умных законов и избегать формального подхода к работе. Мы всегда готовы к открытому и конструктивному диалогу, готовы идти навстречу и помочь госорганам совершенствовать отношения между властью и бизнесом на основе постоянной обратной связи.

Анна Карась