ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Политехнический техникум: Эффективная подготовка кадров
Политехнический техникум: Эффективная подготовка кадров


В конце прошлого года национальная сборная России заняла первое место в общекомандном зачете чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017. Россия завоевала 11 медалей и 21 медальон за профессионализм. Среди членов сборной были представители Воронежского политехнического техникума Борис Сатаров и Александр Казьмин, которые выполняли токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ соответственно. Как в стенах учебного заведения воспитывают таких студентов, мы беседуем с руководителем техникума Михаилом Григорьевичем Поташниковым.

— После такого грандиозного успеха, да если к этому еще приплюсовать тот факт, что ребята стали лауреатами региональной премии «Лидер года — 2017» в номинации «Перспектива» и практически все СМИ об этом многократно писали, от абитуриентов у техникума отбоев нет?

— Такие значимые победы, бесспорно, приносят славу нашему учебному заведению и поднимают его престиж, но сказать, что к нам приходят учиться, узнав, что кто­то стал победителем WorldSkills, я не могу. Школьники руководствуются более прозаичными мотивами, например, близость к дому, а мы свыше пятидесяти пяти лет готовим из них рабочие кадры для реального сектора экономики региона. Практически на всех предприятиях Воронежа работают наши выпускники. И это наш вклад в успех, развитие и процветание Воронежской области, в формирование её будущего. Сегодня с учетом возросших потребностей промышленности, помимо общего потока, мы имеем возможность разрабатывать индивидуальные программы обучения специалистов для предприятий, исходя из специфики производства и некоторых особенностей технологических процессов. Что важно и делает наших специалистов более востребованными. Причем представители предприятий активно участвуют на различных этапах обучения. Это дает нам возможность корректировать программы учебного процесса и в итоге получать более адаптированного к производству выпускника.

— Если Ваши студенты становятся победителями на международном уровне, то это говорит о высокой квалификации преподавательского состава техникума. Как Вам удается собрать такой коллектив?

— Роль педагога очень важна. И когда наши студенты побеждают на всероссийских олимпиадах и конкурсах, региональных отборочных турнирах, то преподаватели, мастера являются ключевыми фигурами. Они не только обучают, воспитывают и прививают навыки, но и всем сердцем переживают за своих студентов. Важно, что ребята понимают: те знания и навыки, которые дают наши преподаватели, позволяют им быть лучшими в стране. Когда же студенты техникума выходят на международный уровень, как Александр Казьмин и Борис Сатаров, то в подготовку для участия в конкурсах такого уровня ступают другие силы. И, к сожалению, до определенного момента экспертов, способных обучить для международного уровня, например, по компетенциям токарных и фрезерных работы на станках с ЧПУ, в России не было. Наших студентов к чемпионату мира готовили специалисты со всей страны, в том числе из Германии и Швейцарии. Большую роль в этом сыграла Академия DMG MORI Россия. Движение WorldSkills существую с 1947 года. Россия же стала участвовать в нем только пять лет назад. Мы новички, и нам приходится во многом подстраиваться. И Александр, и Борис были первыми в России, кто так высоко поднялся на международном уровне по этим компетенциям. Это первые наши медали за профессионализм в металлообработке. Теперь юноши уже обладают бесценными знаниями и опытом. Передача этого багажа от студента к студенту, а теперь и от студента к преподавателю стала нормой для техникума. Задача моя, как руководителя, сохранить, развить и продолжить этот процесс.

— И кто сегодня может принять эстафету от Александра Казьмина и Бориса Сатарова?

— Смена есть. Мы сейчас с вами беседуем, а в мастерских занимаются Егор Жидан и Дмитрий Лагно, оттачивают свое мастерство, готовятся к чемпионату. С 2013 года техникум — участник международного движения WorldSkills и на протяжении этих лет регулярно завоевывает призовые места. К тому же за высокие достижения в учебе и профессиональной деятельности, творческие успехи наши учащиеся отмечены наградами и стипендиями правительства Воронежской области. Более 50 студентов являются участниками программы «Интеллектуальные ресурсы Воронежской области», их имена занесены в «Золотую книгу Воронежской области: лучшие учащиеся и студенты». Здесь хотелось бы сказать, насколько за последнее время вырос уровень заданий и мастерство участников профессиональных турниров. Победитель во II Открытом чемпионате Москвы по компетенции «Токарные работы на станках с числовым программным управлением» в 2013 году Екатерина Подоприхина, увидев деталь, которую на чемпионате мира сделал Борис Сатаров, удивилась её сложности. Хотя мне кажется, что у нас практически любой студент герой. К примеру, в апреле проходил отборочный этап Всероссийской олимпиады по технологии машиностроения в авиационном техникуме им. Чкалова. Мы направили студента Никиту Лысогора. И он занял первое место. А ведь ему учиться еще год, а программа рассчитана на выпускника. Теперь готовимся к всероссийскому конкурсу по индивидуальной программе.

— Понятно, что состязательность стимулирует, дисциплинирует и способствует раскрытию студентов, но не мешает ли это учебному процессу?

— Да, приходится много дополнительно работать и студентам, и преподавателям, при этом серьезно задействована и материально­ техническая база, которая, к слову сказать, за последние годы существенно окрепла. Например, в прошлом году был закуплен полный комплект измерительного инструментария. Участие же в различных олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства не только создает престиж учебному заведению, но и способствует отшлифовке учебного процесса, помогает выявить узкие места. Например, мы недостаточно внимания уделяем организации эргономичного рабочего места, что в дальнейшем приводит к неоправданным потерям времени при выполнении тех или иных заданий. Наши студенты недостаточно подготовлены психологически. К тому же английским языком владеют хуже, чем их зарубежные соперники. Всё это требует корректировки и в конечном итоге способствует более эффективной подготовке профессиональных кадров.

— И что же нет никаких проблем?

— Ну что Вы! Проблем много. Особая — это модернизация материально­технической базы согласно новым стандартам профессий ТОП­50. Для организации подготовки по новым специальностям, таким как, например, использование аддитивных технологий, надо закупить новое оборудование. Нам необходим кабинет мехатроники, стоимость которого 4,5 млн руб. Нужны компьютеры определенной конфигурации, плюс еще программное обеспечение к ним. Проблемы проблемами, но основная задача — подготовка востребованных кадров на рынке труда, это наш приоритет. А залог успеха в этом вопросе во взаимодействии образовательных учреждений, производства и власти.

Беседовала
Ирина Полуэктова •