10.03.2020
РСПП
Союза промышленников и предпринимателей: Стратегия развития электронной промышленности
12 февраля состоялось расширенное заседание Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области (регионального объединения работодателей). На нем обсуждалась Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. С основным докладом выступил заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Николай Белов.
В обсуждении темы приняли участие генеральный директор АО «ВЗППС» Борис Рязанцев, заведующий кафедрой полупроводниковой электроники и наноэлектроники ВГТУ, д. ф.м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Станислав Рембеза.
Николай Белов напомнил, что стратегия разработана Минпромторгом России во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента, направленных на развитие электронной промышленности и электронной компонентной базы, и утверждена 17 января 2020 года. В ней определены ключевые направления и задачи развития отрасли, а также установлены целевые показатели для отечественной электронной промышленности на
ближайшее десятилетие.
Стратегия ставит целью обеспечение роста объема выручки отрасли к 2030 г. до 5,22 трлн руб. ежегодно при доле гражданской продукции в общем объеме промышленного производства не менее 87,9 %.
Основными направлениями развития отрасли должны стать создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов, а также доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития. При этом объем экспорта электронной продукции должен увеличиться до 12 020 млн долларов США.
Реализация стратегии будет осуществляться по девяти ключевым направлениям:
«Научнотехническое развитие» (позволит обеспечить развитие и импортонезависимость электронной промышленности по направлениям, критически значимым для национальных интересов и перспективным с точки зрения обеспечения лидирующих позиций);
«Средства производства» (позволит обеспечить требуемую материальнотехническую базу ключевых процессов разработки, производства и сервисного обслуживания электронной продукции);
«Отраслевые стандарты» (позволит обеспечить конкурентоспособность отрасли через инструменты технического и отраслевого регулирования);
«Кадры» (позволит ликвидировать кадровые проблемы, препятствующие достижению цели развития);
«Управление» (позволит обеспечить соответствие управленческой системы отрасли предъявляемым требованиям и вызовам внешней среды);
«Кооперация» позволит обеспечить эффективность технологических процессов отрасли за счет разделения труда и комплексного планирования работ;
«Отраслевая информационная среда» (позволит обеспечить информационную базу — аналитика и ситуационный прогноз — для принятия решений);
«Рынки и продукция» (позволит обеспечить создание и вывод на рынки востребованной электронной продукции);
«Экономическая эффективность» (позволит увеличить добавленную стоимость электронной продукции).
Процесс реализации стратегии разбит на три этапа:
2020–2021 гг. — включает увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счет традиционных рынков и участия в реализации национальных проектов; подготовку активного продвижения на международные рынки, включая такие аспекты, как технологический базис, правила игры, бизнесмодели, продуктовосервисные предложения, диверсификация инвестиций.
2022–2025 гг. — включает продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и партнерство с иностранными партнерами, а также увеличение масштабов инвестиционных проектов.
2026–2030 гг. — включает устойчивый рост отрасли и обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках; обеспечение глобального технологического лидерства и акцент на приоритетных аспектах развития.
До конца 2020 г. ожидается внесение изменений в госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» для приведения технических параметров электроники в соответствие со стратегией.
На всех 3 этапах предполагается разработка новых технологий, материалов, технологического и контрольноизмерительного оборудования, создание программноаппаратных комплексов для реализации сквозных технологий: больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, компонентов робототехники и сенсорики, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и др.
Источниками финансирования являются федеральный и региональные бюджеты, средства Фонда перспективных исследований, Фонда развития промышленности и других институтов развития, средства организаций электронной промышленности и частных инвесторов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием; средства иных участников хозяйственной деятельности.
Реализация целевого сценария предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придает особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Привлечение внебюджетных средств будет осуществляться в рамках отдельных проектов, реализуемых на принципах разделения рисков, инвестирования из внебюджетных источников, наличия у проекта коммерческого потенциала и востребованности соответствующей продукции на рынке. При этом по мере снижения рисков реализации стратегии будет снижаться доля государственного участия.
Ожидается, что за 10 лет в рамках реализации стратегии будут сформированы следующие институты, которые обеспечат достижение стратегических целей развития отрасли:
центры технологических компетенций — организации, владеющие результатами, средствами проведения фундаментальных исследований и платформенными решениями (базы данных, языки программирования и проектирования, системы автоматизированного проектирования и т.д.) для создания на их базе прикладных решений (могут быть самостоятельной организацией или структурным подразделением);
организации — отраслевые чемпионы — организации, обладающие технологиями создания продукции в рамках одного или нескольких приоритетных с точки зрения реализации стратегии рынков, а также занимающие на данном рынке значительную долю;
сеть дизайнцентров (будут формироваться на базе высокотехнологичных и профильных образовательных организаций);
центры коллективного проектирования — организационные единицы (организации или их подразделения), обеспеченные оборудованием и кадрами для оказания поддержки дизайнцентрам на этапах проектирования, прототипирования и тестирования изделий вплоть до передачи на фабрики конструкторской документации и иных материалов для серийного производства электронной продукции;
консорциумы — объединения научнопроизводственных, сбытовых организаций и потребителей, создаваемые для реализации проектов по разработке, производству, выводу на рынок и развитию электронной продукции или линейки такой продукции (в состав консорциума могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития, венчурные компании, потребители и иные заинтересованные организации, в том числе с иностранным участием);
стратегические альянсы;
проектные офисы сопровождения мероприятий в рамках реализации стратегии;
национальный научный центр электроники.
Также предполагается приведение отраслевых стандартов в соответствие с международными требованиями, разработка национальных стандартов с последующей трансформацией в международные.
Стратегией определены меры по подготовке кадров и повышению привлекательности отрасли для молодых специалистов. В управленческой сфере планируется внедрение автоматизированных систем управления отраслью и системы управления рисками развития отрасли. Формирование отраслевой информационной среды также подразумевает развитие отраслевых баз данных, реестров аппаратуры и компонентной базы, унификацию средств информационного обмена.
Дополнительное стимулирование спроса на продукцию отрасли предполагается обеспечить квотами на закупку электроники российского производства. Для этого при необходимости подразумевается внесение изменений в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Ключевыми рисками, угрожающими срывом сроков реализации стратегии или неполным достижением ее целей, в документе названы такие факторы, как недостаточное финансирование или неэффективное использование ресурсов, непрогнозируемый рост стоимости входа на новые рынки и освоения новых технологий, глобальная гиперконкуренция, дефицит кадров, несоответствие продукции ожиданиям потребителей, возникновение потребностей за пределами возможностей отрасли, недоступность передовых технологий, медленное принятие решений (административные барьеры) и недостаточность данных для принятия решений.
О стимулировании и поддержке на региональном уровне предприятий — субъектов МСП (не подходящих под критерии Национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости») в вопросах повышения производительности труда доложил собравшимся руководитель ООО «НекстТрейд» Сергей Давыдов.
Также была обсуждена ситуация на АО НПО «ЭлектроприборВоронеж» в связи с высвобождением работников.
Об участии промышленных предприятий в сдаче норм ГТО, областной спартакиаде и конкурсе видеороликов по производственной гимнастике рассказал руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области Владимир Кадурин
Анна Карась •
В обсуждении темы приняли участие генеральный директор АО «ВЗППС» Борис Рязанцев, заведующий кафедрой полупроводниковой электроники и наноэлектроники ВГТУ, д. ф.м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Станислав Рембеза.
Николай Белов напомнил, что стратегия разработана Минпромторгом России во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента, направленных на развитие электронной промышленности и электронной компонентной базы, и утверждена 17 января 2020 года. В ней определены ключевые направления и задачи развития отрасли, а также установлены целевые показатели для отечественной электронной промышленности на
ближайшее десятилетие.
Стратегия ставит целью обеспечение роста объема выручки отрасли к 2030 г. до 5,22 трлн руб. ежегодно при доле гражданской продукции в общем объеме промышленного производства не менее 87,9 %.
Основными направлениями развития отрасли должны стать создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов, а также доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития. При этом объем экспорта электронной продукции должен увеличиться до 12 020 млн долларов США.
Реализация стратегии будет осуществляться по девяти ключевым направлениям:
«Научнотехническое развитие» (позволит обеспечить развитие и импортонезависимость электронной промышленности по направлениям, критически значимым для национальных интересов и перспективным с точки зрения обеспечения лидирующих позиций);
«Средства производства» (позволит обеспечить требуемую материальнотехническую базу ключевых процессов разработки, производства и сервисного обслуживания электронной продукции);
«Отраслевые стандарты» (позволит обеспечить конкурентоспособность отрасли через инструменты технического и отраслевого регулирования);
«Кадры» (позволит ликвидировать кадровые проблемы, препятствующие достижению цели развития);
«Управление» (позволит обеспечить соответствие управленческой системы отрасли предъявляемым требованиям и вызовам внешней среды);
«Кооперация» позволит обеспечить эффективность технологических процессов отрасли за счет разделения труда и комплексного планирования работ;
«Отраслевая информационная среда» (позволит обеспечить информационную базу — аналитика и ситуационный прогноз — для принятия решений);
«Рынки и продукция» (позволит обеспечить создание и вывод на рынки востребованной электронной продукции);
«Экономическая эффективность» (позволит увеличить добавленную стоимость электронной продукции).
Процесс реализации стратегии разбит на три этапа:
2020–2021 гг. — включает увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счет традиционных рынков и участия в реализации национальных проектов; подготовку активного продвижения на международные рынки, включая такие аспекты, как технологический базис, правила игры, бизнесмодели, продуктовосервисные предложения, диверсификация инвестиций.
2022–2025 гг. — включает продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и партнерство с иностранными партнерами, а также увеличение масштабов инвестиционных проектов.
2026–2030 гг. — включает устойчивый рост отрасли и обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках; обеспечение глобального технологического лидерства и акцент на приоритетных аспектах развития.
До конца 2020 г. ожидается внесение изменений в госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» для приведения технических параметров электроники в соответствие со стратегией.
На всех 3 этапах предполагается разработка новых технологий, материалов, технологического и контрольноизмерительного оборудования, создание программноаппаратных комплексов для реализации сквозных технологий: больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, компонентов робототехники и сенсорики, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и др.
Источниками финансирования являются федеральный и региональные бюджеты, средства Фонда перспективных исследований, Фонда развития промышленности и других институтов развития, средства организаций электронной промышленности и частных инвесторов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием; средства иных участников хозяйственной деятельности.
Реализация целевого сценария предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придает особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Привлечение внебюджетных средств будет осуществляться в рамках отдельных проектов, реализуемых на принципах разделения рисков, инвестирования из внебюджетных источников, наличия у проекта коммерческого потенциала и востребованности соответствующей продукции на рынке. При этом по мере снижения рисков реализации стратегии будет снижаться доля государственного участия.
Ожидается, что за 10 лет в рамках реализации стратегии будут сформированы следующие институты, которые обеспечат достижение стратегических целей развития отрасли:
центры технологических компетенций — организации, владеющие результатами, средствами проведения фундаментальных исследований и платформенными решениями (базы данных, языки программирования и проектирования, системы автоматизированного проектирования и т.д.) для создания на их базе прикладных решений (могут быть самостоятельной организацией или структурным подразделением);
организации — отраслевые чемпионы — организации, обладающие технологиями создания продукции в рамках одного или нескольких приоритетных с точки зрения реализации стратегии рынков, а также занимающие на данном рынке значительную долю;
сеть дизайнцентров (будут формироваться на базе высокотехнологичных и профильных образовательных организаций);
центры коллективного проектирования — организационные единицы (организации или их подразделения), обеспеченные оборудованием и кадрами для оказания поддержки дизайнцентрам на этапах проектирования, прототипирования и тестирования изделий вплоть до передачи на фабрики конструкторской документации и иных материалов для серийного производства электронной продукции;
консорциумы — объединения научнопроизводственных, сбытовых организаций и потребителей, создаваемые для реализации проектов по разработке, производству, выводу на рынок и развитию электронной продукции или линейки такой продукции (в состав консорциума могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития, венчурные компании, потребители и иные заинтересованные организации, в том числе с иностранным участием);
стратегические альянсы;
проектные офисы сопровождения мероприятий в рамках реализации стратегии;
национальный научный центр электроники.
Также предполагается приведение отраслевых стандартов в соответствие с международными требованиями, разработка национальных стандартов с последующей трансформацией в международные.
Стратегией определены меры по подготовке кадров и повышению привлекательности отрасли для молодых специалистов. В управленческой сфере планируется внедрение автоматизированных систем управления отраслью и системы управления рисками развития отрасли. Формирование отраслевой информационной среды также подразумевает развитие отраслевых баз данных, реестров аппаратуры и компонентной базы, унификацию средств информационного обмена.
Дополнительное стимулирование спроса на продукцию отрасли предполагается обеспечить квотами на закупку электроники российского производства. Для этого при необходимости подразумевается внесение изменений в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Ключевыми рисками, угрожающими срывом сроков реализации стратегии или неполным достижением ее целей, в документе названы такие факторы, как недостаточное финансирование или неэффективное использование ресурсов, непрогнозируемый рост стоимости входа на новые рынки и освоения новых технологий, глобальная гиперконкуренция, дефицит кадров, несоответствие продукции ожиданиям потребителей, возникновение потребностей за пределами возможностей отрасли, недоступность передовых технологий, медленное принятие решений (административные барьеры) и недостаточность данных для принятия решений.
О стимулировании и поддержке на региональном уровне предприятий — субъектов МСП (не подходящих под критерии Национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости») в вопросах повышения производительности труда доложил собравшимся руководитель ООО «НекстТрейд» Сергей Давыдов.
Также была обсуждена ситуация на АО НПО «ЭлектроприборВоронеж» в связи с высвобождением работников.
Об участии промышленных предприятий в сдаче норм ГТО, областной спартакиаде и конкурсе видеороликов по производственной гимнастике рассказал руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области Владимир Кадурин
Анна Карась •