ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

«БАМ стал дорогой моей жизни»
«БАМ стал дорогой моей жизни»
50 лет назад началось строительство пути, которое уже в те годы называли стройкой века. Байкало-Амурская железная магистраль (БАМ) имела и имеет колоссальное значение для социально-экономического развития страны. Тысячи молодых людей, в том числе из Воронежской области, воодушевленно принимали участие в возведении магистрали. Они построили дорогу длиной 4287 километров, а вместе с ответвлениями и соединительными линиями — 5,6 тысячи километров. Воспоминаниями о своем вкладе в масштабную стройку в интервью с корреспондентом «Промышленных вестей» поделился машинист тепловоза транспортного цеха Воронежского тепловозоремонтного завода (филиал АО «Желдорреммаш») Владимир Сазин.

– В 1980 году окончил железнодорожный техникум в Воронеже и по специальному набору попал в армию, в железнодорожные войска, – вспоминает Владимир Геннадьевич. – Начинал в Вологде, первые полгода был в школе машиниста, сдал экзамен, получил права машиниста и звание сержанта. Потом поступило предложение отправиться на строительство БАМа, так я попал в Ургал. Чуть позже отправили на станцию в Березовку – это 250 километров от Комсомольска-на-Амуре, восточный участок БАМа. После увольнения со службы предложили остаться на стройке, и я решил подписать контракт на три года. Продолжил работать на тепловозе ТЭМ2, трудился на автомотрисе АДМ. В общей сложности провел на БАМе четыре года.

– Как родственники отнеслись к такому решению?

– Немного расстроились. Все-таки это другая часть страны, я даже с самыми близкими видеться не мог. Они ждали из армии и рассчитывали на мое возвращение в Воронеж, а тут такая новость. В итоге родители приехали ко мне уже на свадьбу. Женился за две недели до дембеля, кстати. Помню, майор еще шутил: «Куда ты жениться собрался? Там же одни медведи». Кстати, вживую медведя там так и не увидел. Зато был на рыбалке – отличные места для ловли кеты.

– Решение остаться на БАМе стало ключевым в вашей жизни?

– Да, Байкало-Амурская магистраль стала дорогой моей жизни. Именно там я познакомился с женой Людмилой. Интересно, что на Воронежской земле мы не пересекались, хотя супруга родом из Новой Усмани. А за тысячи километров от родных мест – встретились. Семья жены переехала в Хабаровский край, где ей по комсомольской путевке тоже предложили отправиться на стройку века. Людмила трудилась дежурной по станции Амгунь рядом с Березовкой, там и встретились. И вот с 1981 года мы вместе, в 1982 году поженились. На БАМе родилась дочка Ирина. Вторая дочь появилась на свет уже в Воронеже, в 1989 году.

– Расскажите о своей работе на БАМе?

– Во время армейской службы работал на тепловозе ТЭМ2, мы ставили опоры для высоковольтной линии дороги по всей ветке от Комсомольска-на-Амуре и до Ургала. А после армии уже обслуживал этот участок.

– Чем запомнился БАМ?
– Конечно, масштабами строительства. А еще количеством людей из самых разных уголков страны. Мы понимали, что делаем большое и важное дело. Приятно осознавать, что и мой вклад есть в этом грандиозном проекте, который не зря именуют «стройкой века».

– Когда и как услышали слово «БАМ» впервые?

– Наверное, в техникуме, в 1979 году. Помню песню «Вновь поют колеса нам». Тогда, конечно, не мог даже представить, что удастся принять участие в строительстве.

– Строители БАМа всегда были в почете. Наверное, с особенным настроением возвращались в Воронеж?

 – В 23 года после такого виража судьбы действительно испытывал яркие эмоции. Я очень гордился тем, что помогал стране и приложил руку к строительству БАМа. И почувствовал большое уважение со стороны друзей, когда вернулся в Воронеж. Встречали с особенным настроем, почти как героя. Приехал на автомобиле, у меня спрашивают, мол, папа купил? А я отвечал – сам заработал трудом на БАМе. Можно сказать, что прошел испытание на прочность и выполнил свое дело.


Люди, строящие БАМ, были разными. Кто-то приезжал, чтобы заработать и вернуться как можно быстрее домой. Но не они были «главными героями» на стройке. Большинство молодых людей, как наш земляк, Владимир Сазин, ехали на БАМ, чтобы участвовать в грандиозном событии, проверить свой характер и свои возможности в экстремальных условиях жизни и работы. Они создавали БАМ, а БАМ создавал их.

Сегодня легендарная Байкало-Амурская магистраль продолжает приносить пользу России, обеспечивая хозяйственные связи, рабочие места и радость человеческих отношений.

Ирина ПОЛУЭКТОВА (по материалам пресс-службы «ВТРЗ»)