ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

10.03.2020
РСПП
Союза промышленников и предпринимателей: Стратегия развития электронной промышленности
Союза промышленников и предпринимателей:  Стратегия развития электронной промышленности
12 февраля состоялось расширенное заседание Союза промышленников и предпринимателей Воронежской области (регионального объединения работодателей). На нем обсуждалась Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. С основным докладом выступил заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области Николай Белов.

В обсуждении темы приняли участие генеральный директор АО «ВЗПП­С» Борис Рязанцев, заведующий кафедрой полупроводниковой электроники и наноэлектроники ВГТУ, д. ф.­м. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Станислав Рембеза.

Николай Белов напомнил, что стратегия разработана Минпромторгом России во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента, направленных на развитие электронной промышленности и электронной компонентной базы, и утверждена 17 января 2020 года. В ней определены ключевые направления и задачи развития отрасли, а также установлены целевые показатели для отечественной электронной промышленности на
ближайшее десятилетие.

Стратегия ставит целью обеспечение роста объема выручки отрасли к 2030 г. до 5,22 трлн руб. ежегодно при доле гражданской продукции в общем объеме промышленного производства не менее 87,9 %.

Основными направлениями развития отрасли должны стать создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов, а также доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития. При этом объем экспорта электронной продукции должен увеличиться до 12 020 млн долларов США.

Реализация стратегии будет осуществляться по девяти ключевым направлениям:
«Научно­техническое развитие» (позволит обеспечить развитие и импортонезависимость электронной промышленности по направлениям, критически значимым для национальных интересов и перспективным с точки зрения обеспечения лидирующих позиций);
«Средства производства» (позволит обеспечить требуемую материально­техническую базу ключевых процессов разработки, производства и сервисного обслуживания электронной продукции);
«Отраслевые стандарты» (позволит обеспечить конкурентоспособность отрасли через инструменты технического и отраслевого регулирования);
«Кадры» (позволит ликвидировать кадровые проблемы, препятствующие достижению цели развития);
«Управление» (позволит обеспечить соответствие управленческой системы отрасли предъявляемым требованиям и вызовам внешней среды);
«Кооперация» позволит обеспечить эффективность технологических процессов отрасли за счет разделения труда и комплексного планирования работ;
«Отраслевая информационная среда» (позволит обеспечить информационную базу — аналитика и ситуационный прогноз — для принятия решений);
«Рынки и продукция» (позволит обеспечить создание и вывод на рынки востребованной электронной продукции);
«Экономическая эффективность» (позволит увеличить добавленную стоимость электронной продукции).
Процесс реализации стратегии разбит на три этапа:

2020–2021 гг. — включает увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счет традиционных рынков и участия в реализации национальных проектов; подготовку активного продвижения на международные рынки, включая такие аспекты, как технологический базис, правила игры, бизнес­модели, продуктово­сервисные предложения, диверсификация инвестиций.

2022–2025 гг. — включает продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и партнерство с иностранными партнерами, а также увеличение масштабов инвестиционных проектов.

2026–2030 гг. — включает устойчивый рост отрасли и обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках; обеспечение глобального технологического лидерства и акцент на приоритетных аспектах развития.

До конца 2020 г. ожидается внесение изменений в госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» для приведения технических параметров электроники в соответствие со стратегией.

На всех 3 этапах предполагается разработка новых технологий, материалов, технологического и контрольно­измерительного оборудования, создание программно­аппаратных комплексов для реализации сквозных технологий: больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, компонентов робототехники и сенсорики, промышленного интернета, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и др.

Источниками финансирования являются федеральный и региональные бюджеты, средства Фонда перспективных исследований, Фонда развития промышленности и других институтов развития, средства организаций электронной промышленности и частных инвесторов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием; средства иных участников хозяйственной деятельности.

Реализация целевого сценария предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придает особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Привлечение внебюджетных средств будет осуществляться в рамках отдельных проектов, реализуемых на принципах разделения рисков, инвестирования из внебюджетных источников, наличия у проекта коммерческого потенциала и востребованности соответствующей продукции на рынке. При этом по мере снижения рисков реализации стратегии будет снижаться доля государственного участия.

Ожидается, что за 10 лет в рамках реализации стратегии будут сформированы следующие институты, которые обеспечат достижение стратегических целей развития отрасли:
центры технологических компетенций — организации, владеющие результатами, средствами проведения фундаментальных исследований и платформенными решениями (базы данных, языки программирования и проектирования, системы автоматизированного проектирования и т.д.) для создания на их базе прикладных решений (могут быть самостоятельной организацией или структурным подразделением);
организации — отраслевые чемпионы — организации, обладающие технологиями создания продукции в рамках одного или нескольких приоритетных с точки зрения реализации стратегии рынков, а также занимающие на данном рынке значительную долю;
сеть дизайн­центров (будут формироваться на базе высокотехнологичных и профильных образовательных организаций);
центры коллективного проектирования — организационные единицы (организации или их подразделения), обеспеченные оборудованием и кадрами для оказания поддержки дизайн­центрам на этапах проектирования, прототипирования и тестирования изделий вплоть до передачи на фабрики конструкторской документации и иных материалов для серийного производства электронной продукции;
консорциумы — объединения научно­производственных, сбытовых организаций и потребителей, создаваемые для реализации проектов по разработке, производству, выводу на рынок и развитию электронной продукции или линейки такой продукции (в состав консорциума могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития, венчурные компании, потребители и иные заинтересованные организации, в том числе с иностранным участием);
стратегические альянсы;
проектные офисы сопровождения мероприятий в рамках реализации стратегии;
национальный научный центр электроники.

Также предполагается приведение отраслевых стандартов в соответствие с международными требованиями, разработка национальных стандартов с последующей трансформацией в международные.
Стратегией определены меры по подготовке кадров и повышению привлекательности отрасли для молодых специалистов. В управленческой сфере планируется внедрение автоматизированных систем управления отраслью и системы управления рисками развития отрасли. Формирование отраслевой информационной среды также подразумевает развитие отраслевых баз данных, реестров аппаратуры и компонентной базы, унификацию средств информационного обмена.

Дополнительное стимулирование спроса на продукцию отрасли предполагается обеспечить квотами на закупку электроники российского производства. Для этого при необходимости подразумевается внесение изменений в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ключевыми рисками, угрожающими срывом сроков реализации стратегии или неполным достижением ее целей, в документе названы такие факторы, как недостаточное финансирование или неэффективное использование ресурсов, непрогнозируемый рост стоимости входа на новые рынки и освоения новых технологий, глобальная гиперконкуренция, дефицит кадров, несоответствие продукции ожиданиям потребителей, возникновение потребностей за пределами возможностей отрасли, недоступность передовых технологий, медленное принятие решений (административные барьеры) и недостаточность данных для принятия решений.

О стимулировании и поддержке на региональном уровне предприятий — субъектов МСП (не подходящих под критерии Национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости») в вопросах повышения производительности труда доложил собравшимся руководитель ООО «НекстТрейд» Сергей Давыдов.

Также была обсуждена ситуация на АО НПО «Электроприбор­Воронеж» в связи с высвобождением работников.

Об участии промышленных предприятий в сдаче норм ГТО, областной спартакиаде и конкурсе видеороликов по производственной гимнастике рассказал руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области Владимир Кадурин

Анна Карась •