ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Закладываются основы долгосрочного развития высшего образования
Закладываются основы долгосрочного развития высшего образования
Формированию новой национальной модели высшего образования было посвящено внеочередное заседание Совета ректоров Воронежской области, прошедшее в ВГУ. В его работе приняли участие губернатор Александр Гусев, заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев и депутат Государственной Думы Александр Сидякин.

С основным сообщением выступил Дмитрий Афанасьев, который напомнил, что президент РФ Владимир Путин сформулировал задачу формирования новой национальной модели высшего образования, которая возьмет все лучшее от советской модели и будет использовать положительный опыт последних лет. Замминистра подчеркнул, что в настоящий момент закладываются основы долгосрочного развития высшего образования. Шесть ведущих вузов страны уже участвуют в эксперименте по апробации контуров перспективной модели высшего образования, которая должна соответствовать целям экономического, социального, культурного, духовного развития народа. Эксперимент продолжится до 2026 года, после чего все вузы должны перейти на новую модель. Ее обсуждения возможны и на площадке Совета ректоров.

По словам Дмитрия Афанасьева, значительная роль в новой модели отводится регионам. Так, прогноз кадровой потребности субъектов может лечь в основу перечня направлений подготовки, который министерство будет подбирать для вузов. В то же время регионы смогут оценивать работу вузов на основе единого национального рейтинга: задача выработки такого инструмента уже поставлена Президентом. Важна и работа субъектов в контексте продления и расширения программы строительства кампусов мирового уровня.

— Самое сложное — содержательное наполнение концепции будущего кампуса научными, образовательными, социальными активностями, которые должны демонстрировать мировой уровень или хотя бы сначала заявку на мировой уровень, а затем и его достижение. Это потребует мощного взаимодействия образовательных организаций и руководства региона. Александр Викторович сказал, что самое активное участие региона в этом проекте может быть обеспечено. Министерство готово оказывать поддержку. Мы проводим в регионах силами большой группы экспертов стратегические сессии по кампусному развитию. И, мне кажется, Воронеж достоин того, чтобы как минимум это совместное движение сейчас интенсифицировать — с учетом поручения президента и возможных перспектив, — отметил Дмитрий Афанасьев.

По его словам, огромные ресурсы, которые по поручению Президента выделяются на развитие вузов — капремонты общежитий, закупки приборов и оборудования, создание учебных лабораторий — являются одновременно и вызовом, и возможностью.

Дмитрий Афанасьев рассказал и о других аспектах новой модели высшего образования, помимо базовых принципов и сроков внедрения. Так, количество бюджетных мест в вузах будет корректироваться на основе новой методики расчета потребностей рынка труда. Здесь большая роль отводится региону, на основании запроса которого министерство будет давать вузу задание. Система профориентации будет направлена, прежде всего, на студентов инженерных специальностей, и здесь предстоит выработать единый национальный инструмент качества работы вузов. Рейтинг, который планируется ввести, будет виден абитуриентам, студентам и их родителям. Регионы на его основании смогут принимать управленческие решения. А учредители университетов смогут, пользуясь им, принимать кадровые решения.

- Несомненно, вузы и в целом система образования Воронежской области обладают большим потенциалом, мощными традициями – образовательными, исследовательскими. Традициями создания, как модно говорить, экосистемы соответствующего развития. Могу сказать: пару лет назад с тревогой и озабоченностью смотрели — не было ярких признаков развития, движения, прорывных идей, концепций. Вроде было все хорошо, но многие соседи ваши двигались быстрее. Но благодаря вашему, уверен, такому серьезному, глубокому отношению ситуация меняется на глазах, — обратился Дмитрий Афанасьев к губернатору. — Коллеги участвуют в конкурсах, заявляют хорошие, интересные программы. В этом ключе есть у нас большая надежда, что Воронежская область будет славна не только историей, но и современным лидерством на российском научно-образовательном пространстве. Со своей стороны, от министерства обещаю поддерживать все интересные, эффективные инициативы. Все возможности, которые у нас есть, открыты для Воронежской области и ее вузов. Готовы сами участвовать в этих стартапах, готовы советом, действиями, мыслью помогать.

Затем депутат Госдумы Александр Сидякин представил доклад о возможных способах повышения эффективности вузовского сообщества Воронежской области. Среди трендов в мире науки парламентарий отметил поиск сотрудничества среди представителей промышленности и науки ввиду ограничений, введенных в отношении нашей страны. Свой вклад вносит идущая СВО. Совершенно другими смыслами, чем прежде, наполняется беспилотная авиация. Однако слабой стороной российской науки остается ее декоммерциализация и малая привлекательность науки в качестве основного занятия для молодежи.

– Считаю необходимым разработать собственную стратегию научно-технологического развития, в том числе, с прицелом на наполнение будущего кампуса. Включить в нее предлагаю мероприятия для школьников, студентов, молодых ученых, с именными стипендиями и так далее. Это не потребует больших сумм из областного бюджета, но даст синергетический эффект, – сказал Александр Сидякин.

Стоит отметить, что к 2026 году в Воронеже появится межвузовский стадион, где будет заниматься спортом большинство воронежских студентов. Предусмотрено финансирование порядка 200 млн рублей из областного бюджета. Рассматривается и вопрос строительства студенческого кампуса мирового уровня, но пока это не ближайшая перспектива.

Напомним, что днями ранее пришло сообщение, что Воронежский госуниверситет стал кандидатом в группу «А» программы «Приоритет 2030». Из всех вузов страны туда попало всего около 20.